Экспозиция – завязка действия. В ней развиваются две основные темы, партии — главная и побочная. Размер 4\4. При разучивании сонатины, чтобы не пропустить все указания композитора, мы использовали дополнительные знаки. (показывает нотный текст со знаками — метод визуализации).
Педагог: Учитывая, что фактура тесно связана с характером музыки, важно научить учеников уже в младших классах определять настроение музыки, ориентируясь на особенности музыкального текста, его фактуры. И в этом нам поможет метод вербализации. Этот метод направлен на воспитание навыков словесного описания характера изучаемого произведения. Приучая ребенка проговаривать видимое в нотной записи, мы приучаем его фиксировать свое внимание, контролировать свои мысли. Он приучается находить нужные слова, для выражения характера сочинения и тем самым расширяет словарный запас.Педагог: В какой тональности построен музыкальный рисунок у главной партии?
Маша: тональность до мажор. Мелодия берет начало с восходящего движения по звукам тонического трезвучия, затем возвращается по полутонам к устойчивым звукам и с помощью терций приходит к тонике. Темп не очень быстрый. Исполняется на пиано. Сочетание мажорного лада, (пиано), среднего темпа и выбор композитором темы во второй октаве определили характер главной партии. Она созерцательного, спокойного характера.
Педагог: Используя словарь эмоций В.Г. Ражникова, мы подобрали маску соответствующую характеру музыки.
Педагог: Прочитай прилагательные и скажи, все ли они соответствуют характеру нашей партии?
Маша: Читает и говорит свое мнение.
Педагог: Если мы обратимся к оркестровому варианту, какие инструменты ее играют?
Маша: Я думаю у скрипок.
Педагог: Скажи в чем основные трудности ?
Маша: В способности из коротеньких фрагментов сформировать фразы, верно их построить в динамическом отношении. Уметь сочетать мелодический рисунок и аккомпанемент.
Педагог: Для развития эмоционального освоения сочинения и выработки « субъективной эмоциональной программы», её реализации мы применили метод содержательного анализа.
Какой образ мы будем рисовать звуками?
Маша: Образ моря в солнечную погоду и плывущего по нему корабля.
Педагог: Какие средства выразительности ты будешь использовать, чтобы нарисовать этот образ?
Маша: Я буду играть на пиано, короткие фразы создают мелодию волн (фразировка), играть нужно легким звуком на легато. (Метод критического анализа Основная цель этого метода состоит в том, чтобы научиться ясно представить какими средствами выразительности пользуется ученик для раскрытия конкретного образа. )
К какому виду искусства мы обратились, чтобы найти настроение, сходное с нашей партией?
Маша: К живописи и поэзии. Мы с мамой нарисовали рисунок, и подобрали стихотворение. Нашли картины художника Айвазовского.
Показывает рисунок, картины Айвазовского, сходные по характеру. (метод расширения эмоционального поля)
(Играет главную партию)
Педагог:
Далее мы смотрим нотный текст побочной партии со всеми ремарками и знаками (метод визуализации)
Педагог: Расскажи о побочной партии.
Маша: Мелодия написана в тональности доминанты – соль мажоре. Здесь две темы. Первая тема построена на полутонах. Это придает ей тревожный характер, характер надвигающейся опасности. Вторая тема — восходящее движение мелодии. Это кульминация всей сонаты и самые яркие такты! (метод вербализации и содержательного анализа)
Педагог: Какой образ мы будем рисовать в побочной партии?
Маша: Образ моря в бурю и корабля, который борется с непогодой.
Педагог: Какие выразительные средства ты будешь использовать ?
Маша: Динамические оттенки, штрихи.
И буря, скоро грянет буря!
Показывает рисунок и картины, подбираем маски и используя «словарь эмоций» Ражникова, находим определение характера побочной партии (метод расширения эмоционального поля)
(играет побочную партию).
Маша: далее идет небольшая связующая партия. Состоит из 4‑х звуков по восходящей. И играть её нужно нежно, на пиано. Она приводит нас в основную тональность до мажор.
Педагог: Какие выразительные средства мы будем использовать, чтобы нарисовать образ, о котором ты рассказываешь?
Маша: Более яркий звук, звукоизвлечение глубже. Динамические оттенки.
(метод содержательного и критического анализа)
И наконец — реприза. Реприза представляет собою развязку действия.
Заключительная партия. Постепенное движение мажорной мелодии по восходящей и крещендо создают картину радостную и жизнеутверждающую. Кораблик приплыл в порт и его встречают радостными криками. (Метод содержательного анализа и метод критического анализа). Показываем маски и находим прилагательные из словаря В.Г.Ражникова.
(Исполняет весь текст сонатины)
Сделай анализ своего исполнения. Что у тебя получилось. А над чем нужно поработать?
Ученица делает анализ своего исполнения.
Ксения Бастрыкина играет 2 часть сонатины Ф.Шпиндлера
В работе с ней мы применяли те же методы и приемы эмоциональной отзывчивости. Поэтому мы расскажем только о строении и об образном содержании и ассоциациях, которые вызывает сонатина.
Фриц Шпиндлер — Немецкий композитор, пианист 19вв.Жил и работал в городе Дрездене. Шпиндлеру принадлежат около четырехсот музыкальных сочинений.
Его сонатины отличаются яркостью и богатством мелодий.
Строение моей сонатины (показывает таблицу).
Рефрен — 1 рефрен – 2 эпизод — рефрен — з.п
Сонатина написана в форме рондо. Рондо в переводе с фр. – круг.
Педагог: Какую сказку мы взяли за основу?
Ксения: Сказку про колобка.
Педагог: Почему?
Ксения: Потому что в сказке про колобка есть рефрен.
Педагог: А что такое рефрен?
— Рефрен это припев
-Какой образ мы взяли для рефрена?
Образ колобка
Педагог: Какой инструмент?
Ксения: Флейта.
Педагог: Расскажи, почему?
Ксения: Мажорный лад, маленькие мотивы во второй октаве и быстрый темп создают образ веселый и задорный. А колобок именно такой.
Я колобок, колобок (читает весь текст рефрена)
Показывает рисунок, подбирает маски и пользуясь словарем эмоций Ражникова, читает все прилагательные, подходящие под образ .
(Играет рефрен)
Ксения : В 1 эпизоде тональность доминанты – соль мажор, основной штрих стокатто в сочетании с легато. Поэтому характер легкий, скерцозный.
Какой образ ты будешь рисовать звуками?
Образ зайца.
Инструмент – клавесин.
Подбираем маски и находим нужные прилагательные в словаре Ражникова
(метод расширения эмоционального поля)
Педагог: После первого эпизода идет связка, которая приводит к рефрену.
Колобок ушел от зайца и покатился дальше с песенкой
Дальше следует 2 эпизод
Во втором эпизоде 3 темы:
1 тема – диалог волка с колобком (играет тему волка и тему колобка)
2 тема – колобок уговаривает волка: «Не ешь меня волк, я тебе песенку спою»
(Играет тему колобка)
3 тема — тема лисы (играет тему лисы)
Далее следует последнее третье проведение рефрена
(ко всем темам мы подбираем маски и расширяя эмоциональное поле, читаем прилагательные, характеризующие образы)
И в заключении — кода. Все звери вместе с колобком подружились и танцуют.
Исполняет коду.
Педагог: А теперь сыграем всю сонатину.
Ученица исполняет всю сонатину.
Педагог: Сделай анализ своего исполнения
Ксения анализирует свое исполнение.