Главная » Методы и приемы выработки эмоциональной отзывчивости при работе над произведениями крупной формы.

Методы и приемы выработки эмоциональной отзывчивости при работе над произведениями крупной формы.

автор Юрий Петрович
27 просмотры

Экспозиция – завязка действия. В ней развиваются две основные темы, партии — главная и побочная. Размер 4\4. При разучивании сонатины, чтобы не пропустить все указания композитора, мы использовали дополнительные знаки. (показывает нотный текст со знаками — метод визуализации).

Педагог: Учитывая, что фактура тесно связана с характером музыки, важно научить учеников уже в младших классах определять настроение музыки, ориентируясь на особенности музыкального текста, его фактуры. И в этом нам поможет метод вербализации. Этот метод направлен на воспитание навыков словесного описания характера изучаемого произведения. Приучая ребенка проговаривать видимое в нотной записи, мы приучаем его фиксировать свое внимание, контролировать свои мысли. Он приучается находить нужные слова, для выражения характера сочинения и тем самым расширяет словарный запас.пианисткаПедагог: В какой тональности построен музыкальный рисунок у главной партии?

Маша: тональность до мажор. Мелодия берет начало с восходящего движения по звукам тонического трезвучия, затем возвращается по полутонам к устойчивым звукам и с помощью терций приходит к тонике.  Темп не очень быстрый. Исполняется на пиано. Сочетание мажорного лада, (пиано), среднего темпа и выбор композитором темы во второй октаве определили характер главной партии.  Она созерцательного, спокойного характера.

Педагог: Используя словарь эмоций В.Г. Ражникова,  мы подобрали маску соответствующую характеру музыки.

Педагог: Прочитай прилагательные и скажи, все ли они соответствуют характеру нашей партии?

Маша: Читает и говорит свое мнение.

Педагог: Если мы обратимся к оркестровому варианту, какие инструменты ее играют?

Маша: Я думаю у скрипок.

Педагог: Скажи в чем основные трудности ?

Маша: В способности из коротеньких фрагментов сформировать фразы, верно их построить в динамическом отношении. Уметь сочетать мелодический рисунок и аккомпанемент.

Еще по теме  Должностная инструкция педагога дополнительного образования при реализации ФГОС

Педагог: Для развития эмоционального освоения сочинения и выработки « субъективной эмоциональной программы», её реализации мы применили метод содержательного анализа.

Какой образ мы будем рисовать звуками?

Маша: Образ моря в солнечную погоду и плывущего по нему корабля.

Педагог: Какие средства выразительности ты будешь использовать, чтобы нарисовать этот образ?

Маша: Я буду играть на пиано, короткие фразы создают мелодию волн (фразировка), играть нужно легким звуком на легато. (Метод критического анализа Основная цель этого метода состоит в том, чтобы научиться ясно представить какими средствами выразительности пользуется ученик для раскрытия конкретного образа. )

К какому виду искусства мы обратились, чтобы найти настроение, сходное с нашей партией?

Маша: К живописи и поэзии. Мы с мамой нарисовали рисунок, и подобрали стихотворение. Нашли картины художника Айвазовского.

Показывает рисунок, картины Айвазовского, сходные по характеру. (метод расширения эмоционального поля)

(Играет главную партию)

Педагог:

Далее мы смотрим нотный текст побочной партии со всеми ремарками и знаками (метод визуализации)

Педагог: Расскажи о побочной партии.

Маша: Мелодия написана в тональности доминанты – соль мажоре. Здесь две темы.  Первая тема построена на полутонах.  Это придает ей тревожный характер, характер надвигающейся опасности. Вторая тема — восходящее движение мелодии.  Это кульминация всей сонаты и самые яркие такты!  (метод вербализации и содержательного анализа)

Педагог: Какой образ мы будем рисовать в побочной партии?

Маша: Образ моря в бурю и корабля, который борется с непогодой.

Педагог: Какие выразительные средства ты будешь использовать ?

Маша: Динамические оттенки, штрихи.

И буря, скоро грянет буря!

Показывает рисунок и картины, подбираем маски и используя «словарь эмоций» Ражникова, находим определение характера побочной партии (метод расширения эмоционального поля)

Еще по теме  Слушаем музыку на уроке.

(играет побочную партию).

Маша: далее идет небольшая связующая партия. Состоит из 4‑х звуков по восходящей. И играть её нужно нежно, на пиано. Она приводит нас в основную тональность до мажор.

Педагог: Какие выразительные средства мы будем использовать, чтобы нарисовать образ, о котором ты рассказываешь?

Маша: Более яркий звук, звукоизвлечение глубже. Динамические оттенки.

(метод содержательного и критического анализа)

И наконец — реприза.  Реприза представляет собою развязку действия.

Заключительная партия.  Постепенное движение мажорной мелодии по восходящей и крещендо создают картину радостную и жизнеутверждающую. Кораблик приплыл в порт и его встречают радостными криками. (Метод содержательного анализа и метод критического анализа). Показываем маски и находим прилагательные из словаря В.Г.Ражникова.

(Исполняет весь текст сонатины)

Сделай анализ своего исполнения. Что у тебя получилось. А над чем нужно поработать?

Ученица делает анализ своего исполнения.

Ксения Бастрыкина играет 2 часть сонатины Ф.Шпиндлера

В работе с ней мы применяли те же методы и приемы эмоциональной отзывчивости. Поэтому мы расскажем только о строении и об образном содержании и ассоциациях, которые вызывает сонатина.

Фриц Шпиндлер  — Немецкий композитор, пианист 19вв.Жил и работал в городе Дрездене. Шпиндлеру принадлежат около четырехсот музыкальных сочинений.

Его сонатины отличаются яркостью и богатством мелодий.

Строение моей сонатины (показывает таблицу).

Рефрен — 1 рефрен – 2 эпизод — рефрен — з.п

Сонатина написана в форме рондо. Рондо в переводе с фр. – круг.

Педагог: Какую сказку мы взяли за основу?

Ксения: Сказку про колобка.

Педагог: Почему?

Ксения: Потому что в сказке про колобка есть рефрен.

Еще по теме  Музыка без души

Педагог: А что такое рефрен?

— Рефрен это припев

-Какой образ мы взяли для рефрена?

Образ колобка

Педагог: Какой инструмент?

Ксения: Флейта.

Педагог: Расскажи, почему?

Ксения: Мажорный лад, маленькие мотивы во второй октаве и быстрый темп создают образ веселый и задорный. А колобок именно такой.

Я колобок, колобок (читает весь текст рефрена)

Показывает рисунок, подбирает маски и пользуясь словарем эмоций Ражникова, читает все прилагательные, подходящие под образ .

(Играет рефрен)

Ксения : В 1 эпизоде тональность доминанты – соль мажор, основной штрих стокатто в сочетании с легато. Поэтому характер легкий, скерцозный.

Какой образ ты будешь рисовать звуками?

Образ зайца.

Инструмент – клавесин.

Подбираем маски и находим нужные прилагательные в словаре Ражникова

(метод расширения эмоционального поля)

Педагог: После первого эпизода идет связка, которая приводит к рефрену.

Колобок ушел от зайца и покатился дальше с песенкой

Дальше следует 2 эпизод

Во втором эпизоде 3 темы:

1 тема – диалог волка с колобком (играет тему волка и тему колобка)

2 тема – колобок уговаривает волка: «Не ешь меня волк, я тебе песенку спою»

(Играет тему колобка)

3 тема — тема лисы (играет тему лисы)

Далее следует последнее третье проведение рефрена

(ко всем темам мы подбираем маски и расширяя эмоциональное поле, читаем прилагательные, характеризующие образы)

И в заключении — кода. Все звери вместе с колобком подружились и танцуют.

Исполняет коду.

Педагог: А теперь сыграем всю сонатину.

Ученица исполняет всю сонатину.

Педагог: Сделай анализ своего исполнения

Ксения анализирует свое исполнение.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.