Воображенная нами модель урока представляются в подборе специальных приемов работы над произведениями, песнями, в выборе методических ходов, способствующих становлению вокальных данных учеников. Пожалуй, каждый из нас осознанно или нет пользуется при планировании уроков следующими тремя этапами в изучении урочного музыкального материала.
- Знакомство с произведением, образное его восприятие, осмысление в соответствии с изучаемой темой.
- Детальный анализ произведения, при котором должны формироваться музыкально слуховые представления детей. Сюда же можно отнести эволюцию исполнительских навыков.
- Целостное, наиболее полное восприятие произведения на основе знании, полученных в процессе работы над ним.
Примерно по такой же схеме обычно и строятся уроки музыки:
- Введение в тему.
- Углубление в тему.
- Обобщение темы.
Все это объединяется в понятие «характеристика ключевого знания»:
- Вводная, ознакомительная, общая характеристика нового ключевого знания.
- Новая детальная, углубленная характеристика ключевого знания.
- Целостная, обновленная, обобщенная характеристика ключевого знания.
К особым типам уроков можно отнести заключительный урок-концерт четверти, полугодия, учебного года. Музыкальный материал такого урока заранее обсуждается с учениками. Вместе с известными детям песнями, музыкальными произведениями в урок монтируется и свежий материал. Элемент новизны – обязателен. Неплохо было бы, если бы учитель выступил на этом уроке в роли солиста. Естественно, подготовка к такому выступлению должна быть проведена самым тщательным образом.
По содержанию уроки музыки обычно делятся на четыре вида: типовые, тематические, доминантные, комплексные.
Типовые – используются довольно часто в практике проведения уроков музыки и включают в себя все виды музыкальной деятельности школьников.
При планировании подобных уроков нужно обратить внимание на то, чтобы разные виды общения учеников с музыкой органично переплетались в сюжете урока согласно целям и задачам.
Доминантный тип урока – в нем четко прослеживается преобладание одного из видов музыкальной деятельности школьников (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах и т.д.)
Тематический урок – отрабатывает одну тему посредством всех видов музыкальной деятельности.
Комплексный урок – объединяет не только различные виды музыкальной деятельности учащихся, но и другие виды искусства и художественного творчества (живопись, поэзия, танец и т.д.)
Планирование, моделирование урока музыки занятие увлекательное – безграничный простор для творчества и профессиональной фантазии. Дерзайте!!!
1 комментарий
Совершенно случайно забрела на ваш сайт. И вот уже два часа никак не могу с него уйти. Материалы ваши очень качественные. ВСЕ, О ЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ В СВОИХ СТАТЬЯХ, так близко и понятно каждому учителю музыки. Мне понравилось на вашем сайте то, что вы не трубите о своих заслугах перед родиной и российской педагогикой, вы просто советуете, подсказываете. Это очень здорово. Я достаточно насмотрелась сайтов, на которых авторы только и делают, что голословно пиарят себя. От таких сайтов тошнит и с них скорее хочется убежать. Я преподаю музыку в школе 12 лет. Есть достаточное количество наработок. После посещения вашего сайта решила тоже сделать себе сайт. Если вам не трудно, подскажите как это делается, с чего начать, какие затраты и т.д.
Теперь конкретно по вашей статье. Отличная памятка для каждого учителя музыки. Спасибо. Надеюсь на ваш ответ. Валерия