Целью музыкального образования детей младшего школьного возраста является всестороннее музыкальное развитие, формирование музыкальной (ценностной, коммуникативной, деятельностной) компетентности. Оно направлено на приобщение ребенка к богатству музыкального культурного наследия человечества, ориентацию в общечеловеческих ценностях и стимулирование их трансформации в предметно-личностное владение через соответствующие и доступные формы музыкальной деятельности.
Базовые музыкальные знания — это то, что отражает самые общие явления в музыкальном искусстве и, в качестве вторичных знаний, те, которые связаны с функционированием этого искусства. Ученикам младшей школы необходимо знание музыкального языка, музыкальных средств выражения. Дети учатся наблюдать, определять, сравнивать и характеризовать элементы музыкального выражения. Они открывают для себя особенности и свойства музыкальных явлений и ищут конкретный способ включить их в детскую музыкальную практику. Ребенок может приобщиться к музыкальному искусству только в интересной, эмоциональной и творческой атмосфере.
Музыкальное развитие зависит от включенности ребенка в социальную среду. Важно следовать принципам педагогического оптимизма: относиться ко всем детям одинаково, хотя они прилагают разные усилия для развития своих способностей. Индивидуальные различия определяются способностями каждого человека. Возраст также играет важную роль в развитии способностей. В разном возрасте музыкальное развитие имеет свои особенности.
Пение — одно из основных занятий на уроке музыки
Певческая деятельность позиционируется одной из основных форм в обучении музыке в общеобразовательной школе. Она также наиболее широко используется в качестве внеклассной деятельности через вокальную группу, хор, ансамбль. Основные цели здесь связаны с приобретением учащимися знаний о собственном певческом голосе, формированием отношения к пению и песне. Основные задачи — это оптимальное развитие голоса ребенка и одновременно его сознательная защита в процессе работы.
Характер этой деятельности позволяет детям проявлять себя независимо от их индивидуальных способностей. В этом смысле основная задача педагога — создать на уроке творческую атмосферу, в которой все дети чувствуют себя свободно и уверенно, участвуя в различных мероприятиях — как в групповом исполнении, так и в качестве солистов. В процессе работы необходимо сформировать у учащихся критерий оценки своей работы и успеваемости других и воспитывать их в духе терпимости к возможностям других.
Такой музыкальный материал является хорошей основой для развития певческих навыков учащихся и их умения воссоздавать художественный образ песни. Пение — важная часть урока музыки, и оно должно присутствовать на каждом уроке.
Обращаем внимание, что условием успешного пения является целенаправленная работа по формированию хороших певческих навыков, таких как: правильная осанка, хорошая артикуляция и дикция, пение без напряжения голосового аппарата, одновременное начало и окончание, составление фразы.
Слушание музыки
Восприятие музыки на уроке — это деятельность, основанная на специально привитых навыках, которые были предметом работы в каждом классе. В третьем классе основной упор в этой деятельности делается на развитие умения слушать музыку с определенными задачами, комментировать выразительные возможности музыкального искусства, наблюдать на примерах основные музыкальные концепции, требуемые учебной программой. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным, а не просто развлекательным. Задачи при прослушивании должны быть четко сформулированы и поставлены перед прослушиванием, так как это акцентирует внимание учащихся на слушании.
Творческие задачи
Творческая активность детей этого возраста — еще одно обязательное условие.
Творческую деятельность на уроках музыки нельзя приравнивать к сочинению музыки. Урок музыки предполагает эмоционально приподнятую и творчески насыщенную атмосферу, которая предрасполагает учеников к художественному самовыражению.
Существует широкий спектр мероприятий, в которых могут участвовать все дети, независимо от того, обладают ли они выраженными музыкальными способностями. Одно из них — это театрализация песен. Большинство учебных песен подразумевают исполнение ролей и «разыгрывание» сюжета посредством различных движений.
Основная задача педагога, независимо от вида творческой деятельности, — уметь мотивировать и вовлекать детей в музыкальное представление и направлять их к проявлению присущего им артистизма.