Музыкально-исполнительская деятельность учащихся второго класса отличается своеобразием. Это проистекает из ряда особенностей, среди которых наиболее значимой является возрастная специфика, которая определяет поведение учащихся по отношению к их психологическим характеристикам.
Музыкально-исполнительская деятельность учащихся начальной школы выражается в пении, игре на детских музыкальных инструментах, занятии музыкальными играми и выполнении музыкально-ритмических движений. У всех этих видов есть как общие черты, так и индивидуальные особенности как вида деятельности. У них также могут быть разные цели и задачи. Исполнительская деятельность это наиболее доступная активная музыкальная деятельность, через которую в основном и должно осуществляться музыкальное образование.
Пение
Учитывая специфику возраста второклассников, предложенные к разучиванию песни должны иметь более развитую и сложную мелодическую линию. Такой музыкальный материал является хорошей основой для развития вокальных и артикуляционных навыков учащихся, что должно быть непременной заботой учителя.
В то же время репертуар для второго класса должен предлагать более высокую степень художественной интерпретации с использованием другой динамики, темпа и приемов исполнения, нежели это было в первом классе. Ищется баланс между авторскими и народными песнями, песнями разных поколений русских и советских композиторов, музыки для пения с инструментальным сопровождением, а также для сольного исполнения. На уроках музыки полезно использовать песни из внеклассного репертуара, что даёт учащимся возможность выразить и обосновать свои личные предпочтения.
Однако, главным приоритетом исполнения песен является максимально точное воспроизведение мелодии и текста, подчиненное эмоциональному переживанию. В этом смысле пение остается одним из наиболее предпочтительных занятий в начальных классах, и цель учителя должна заключаться в создании художественной и творческой атмосферы на уроке. Это даст возможность проявить себя всем детям, независимо от их способностей, и создаст условия для обучения в духе терпимости к возможностям других.
Слушание
Репертуар для прослушивания включает произведения композиторов разных эпох — русских и зарубежных, авторскую и народную музыку, а также традиционную музыку других народов. Произведения иллюстрируют изучаемые жанры и средства выражения, тембры музыкальных инструментов симфонического и духового оркестров, наиболее распространенные календарные праздники.
Наряду с отрывками из музыкальных произведений для прослушивания особое место в уроке музыки занимает прослушивание дидактических примеров, связанных с изучаемыми концепциями. Несмотря на свое конкретное предназначение, они чрезвычайно важны для активизации учащихся и облегчению восприятия знаний о музыке.
Общее выполнение упражнений должно быть направлено на развитие навыков внимательного отслеживания как коротких музыкальных примеров, так и целых пьес, формирование устойчивых навыков слушания и потребности в общении с помощью музыки.
Творческая деятельность
Сочинение музыки обычно предполагает наличие определенных музыкальных навыков, и реализации этой деятельности должна предшествовать длительная работа для накопления музыкальных впечатлений и слухового опыта. Наиболее близким к человеческой природе является восприятие и воспроизведение ритма, поэтому первые попытки сочинения связаны именно с ним.
Умение воспринимать музыку развивается на протяжении всей жизни человека. Его нужно формировать и развивать у детей с раннего возраста, чтобы ребёнок приобретал музыкальный опыт, искал связи и обобщал полученную информацию, активно участвуя в различных формах музыкальной деятельности. Поэтому эффективность воздействия музыкального искусства на личность ребенка зависит, прежде всего, от уровня индивидуального музыкального развития.