Музыка, танцы и выступления на публике так же стары, как и человеческая история: они всегда использовались для выражения эмоций, и религиозных обрядов, на фестивалях и в передаче историй и исторических событий. Пещерные художники уже рисовали танцующих людей. Первые музыкальные инструменты принадлежат к палеолиту.Таким образом, музыка и танцы всегда были частью жизни малышей. Сегодня радио, MP3 и CD-плееры работают с максимальной загруженностью во всех семьях. Детишки смотрят музыкальные развлекательные телешоу и видеоролики. Малыши не только сознательно воспринимают музыку, но и «автоматически» двигаются с ней. Они любят танцевать — даже с взрослыми — и часто поют вместе с ними, подражая известным и популярным певцам.
Во многих детских садах музыке и свободному танцу уделяется слишком мало времени. Акцент часто делается на детских спектаклях, а не на множестве выразительных музыкальных возможностей, которые есть у детей.
Музыка и танцы также игнорируются в социальном образовании. Начался порочный круг, который все больше мешает приобщению малышей к музыке.
Однако, чтобы заниматься музыкой и танцами с детьми, профессионалы не должны быть выдающимися инструменталистами, певцами или танцорами! Интереса и некоторых базовых навыков бывает достаточно для занятий с детьми музыкой и танцами.
Музыка в детском саду
Раннее музыкальное образование позволяет детям экспериментировать со звуками.
Акцентирование на том, что дети могут исполнять мелодии без ошибок, заглушают музыкальную радость открытия детей в зародыше. То же самое касается уроков музыки в социально-образовательных учебных центрах и учреждениях дополнительного образования.
В раннем детском музыкальном образовании необходимо учитывать различное содержание:
Эксперименты с собственным голосом, инструментами тела и всеми вещами в окружающей среде, из которых можно вызывать звуки.
Пение слов, собственные тексты и песни, свободная игра с созданием собственных песен.
Фоновая музыка и сопровождение песен.
Реагирование на музыку, запись ритмов и включение их в движение.
Понимание музыки.
Эксперименты с собственным голосом уже сделаны ребенком. Часто эта «музыка» недооценивается взрослыми. Дети не только слушают собственное воспроизводство звука, но и открывают для себя первые звуковые вариации. Чуть позже ребенок обнаруживает, что у него есть при себе различные «инструменты», и начинает их использовать: хлопать, стучать, щелкать языком, гудеть, свистеть и т. д.
Пение и игра на музыкальных инструментах : малыши учатся выражать свои чувства голосом, для этого очень важно для них говорить и петь. Они изобретают различные звукоподражательные картины вплоть до правильных звуковых сюжетов. С профессионалами они поют разные песни с разными характеристиками с точки зрения тональности, ритма и т. д. Обычно они сначала слушают, а затем начинают петь.Первые музыкальные инструменты (например, погремушка, барабан, колокольчики, ксилофон) становятся доступными для детей и все чаще они их используют. Затем дети начинают свободно экспериментировать с ними. С волнением они слушают звуки, сотворенные самостоятельно.
Для детей нужен значительный опыт, прежде чем они начнут играть простые мелодии на музыкальных инструментах. Слух — хороший проводник, когда ребятишки пытаются сыграть одну из своих знакомых песен на ксилофоне.
Создание музыки: малышам требуется лишь небольшая инструкция, чтобы самостоятельно «сочинять» песни или звуковые последовательности рассказы и сказки или сопровождать посредством пения определенные действия. Когда вы играете детям мелодию на баяне или фортепиано, они быстро понимают, какие звуковые последовательности гармоничны. Также можно варьировать ритмом и громкостью.
Ответ на музыку: Когда дети слышат музыку, они начинают действовать. Они хлопают, делают ритмические движения или спонтанно танцуют. Так они реагируют на музыкальные произведения или выражают свои чувства.
Понимание музыки: Малыши быстро запоминают, как называются разные музыкальные инструменты, и какие звуки могут быть ими сделаны (как видно из деткой симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк»). Дети очень эмоционально реагируют на различные музыкальные обороты. Им может быть весело от некоторых музыкальных фрагментов, может быть грустно. Эмоциональный отклик на музыку это и есть музыкальное развитие.
Музыка может поддерживать развитие детей детского сада на разных уровнях на ранних этапах жизни. Помимо развития языка и координации, она также способствует творчеству детей и помогает им лучше запомнить то, что они узнали.
Кроме того, музыка предлагает уникальную возможность объединять людей. Она не проводит различия между возрастом или уровнем образования участников — музыка — это бессловесный мировой язык, на котором говорят все люди. Музыка обеспечивает эмоциональный баланс, способствует пониманию языка и слуха, обеспечивает ощущение безопасности и жизнеспособности и помогает развивать чувство общности.
Как показывают результаты социально-экономической группы DIW Berlin, музыка способствует долгосрочному успеху в учебе детей. Подростки, которые получили уроки музыки с раннего детства, обычно имеют значительно лучшие оценки. Особенно это касается детей из социально неблагополучных семей, у которых имеется возможность получать раннее музыкальное образованием. Они выделяются своей академической успеваемостью от своих сверстников, которые растут в подобных неблагополучных семьях.
Причина этого заключается, прежде всего, в продвижении исполнительных функций через музыку. Подавление негативных реакций, рабочая память и познавательная гибкость в обучении музыке и создают основу для успешных занятий в школе и взрослой жизни.