Статьи        04 октября 2019        58         Комментариев нет

Заметки о музыкальной одарённости

В течение многих лет преподавания музыки я имел честь работать с  детьми, которые проявляют естественные способности к музыке с самого раннего возраста. Эти дети, кажется, имеют врожденную склонность к ритму, мелодии и гармоническим принципам. Далеко не все дети демонстрируют такие музыкальные способности, но это не значит, что таланта нет. Это может быть просто не раскрытый потенциал, и обычно поощрение — это все, что нужно для раскрытия музыкального дара.

Заметки о музыкальной одарённостиПри попытке определить, является ли ваш ребенок музыкально одаренным, вы должны искать показатели способностей, которые находятся за пределами среднего диапазона, ожидаемого для их возрастной группы. Эти показатели могут включать естественное чувство ритма, умение играть на инструменте или вести гармоническую линию в песнях.

В моей практике почти ежегодно возникают неловкие ситуации, когда гордая родительница представляет мне своего ребенка, как будто это следующий Моцарт. На поверку же оказывается, что способности, которые демонстрирует новоявленный Моцарт, являются нормативными для его возраста. Следует отметить, что просто наличие естественной музыкальной склонности не означает, что ваш ребенок станет виртуозным скрипачом или следующим великим классическим композитором. Какой бы талант он ни имел, его нужно развивать, развивать и поощрять, устанавливая позитивный, здоровый климат для изучения музыки дома и в школе.

И вот еще нужно что отметить. Если ваш ребенок не проявляет естественные музыкальные способности, это вовсе не означает, что он не может стать хорошим музыкантом. Общими факторами успеха между ребенком, который по природе своей музыкальный, и тем, кто таковым не является, являются практика, методичность и соответствующее поощрение. Без этих элементов ни один ребенок не может ожидать развития чего-либо большего, чем средний уровень музыкальных способностей.

Заметки о музыкальной одарённостиЕсли ваш ребенок проявляет явный голод к музыке, постоянно ищет возможность послушать классическое или популярное инструментальное произведение, тогда у вас в семье растёт будущий музыкант. Такое бывает. Редко. Но бывает. Если дети слушают классическую музыку на своем мобильном телефоне больше, чем играют в игры или смотрят поп-видео, то это очень обнадеживающий признак. Если вы обнаружите своего сына или дочь утром с музыкальным проигрывателем под подушкой и звуками бетховенской сонаты из наушников, то вам следует радоваться, что ваш ребенок любит хорошую музыку.

Я часто слышу такие вещи от родителей: «Мой маленький Ваня очень музыкальный, он всегда танцует, когда слышит музыку». Мой ответ — обычно вежливая улыбка. Наверное, каждый  ребенок в какой-то момент пританцовывает под музыку, которую слышит. Ведь танцы по природе своей являются почти инстинктивным действием. Музыка заразительна и проникает в наши эмоциональные системы интуитивно. Исследования показали, что плод в утробе матери чувствителен к музыке и что такое воздействие будет иметь долгосрочные положительные нейронные связи.

Таким образом, можно утверждать, что мы рождены со способностью воспринимать музыку, и в раннем детстве это проявляется в том, чтобы дети танцуют под музыку. Однако не трудно заметить, что дети, которые демонстрируют музыкальные способности выше средних, не являются естественными танцорами. Сделаем сравнение со спортом. Хорошие результаты в одном виде спорта не обязательно предполагают способности в другом виде спортивных дисциплин.

Дети, которые приходят в мою студию, чтобы брать уроки игры на баяне, по большей части далеко не танцоры. Они закрепощены и даже неуклюжи. Все они кажутся немного «ботаниками», и не склонны к спорту или танцам. Иногда конечно встречаются дети, которые одновременно музыкальные, пластичные и раскрепощенные, но это скорее исключение.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок играет со своими игрушками. Когда ребенок использует свое воображение, он получает доступ к той части мозга, которая посвящена творчеству. Творческая игра имеет решающее значение для развития ребенка. Умение предвидеть сценарии в своем воображении — это способ развития навыков, необходимых ребенку для оценки будущих жизненных ситуаций. Взрослые это делают постоянно даже не замечая. Мы размышляем о том, какой эффект окажут наши взаимодействия с другими, мы предвидим последствия, мы выстраиваем сценарии и выносим суждения на основе наших прогнозов результата.

Если во время этих игр вы замечаете, что ваш ребенок поет песню или напевает самодельную бессмысленную попевочку, чтобы сопровождать историю, разыгрываемую в своём сознании, это означает, что ваш ребенок, естественным образом, отводит музыке первостепенную роль в своей игре. Он разыгрывает нафантазированный сценарий посредством музыкального действия. И это уже творчество.

Такой ребёнок, столкнувшись с выполнением задания, например, написания рассказа или решения математической задачи, будет иметь в своем распоряжении те же музыкальные нейронные пути, что и во время игры. Конечно, он не будет петь во время написания рассказа или решения задачи. Но психологическая структура и нейронные связи будут работать с полной отдачей. И очень велика в данном случае вероятность, что ребенок напишет прекрасный рассказ или найдет нестандартное решение математической задачи.

Заметки о музыкальной одарённостиЯ выделяю четыре основных типа детей, которые посещают мои уроки музыки.

Первый тип — ребенок, который, сколько бы усилий вы ни приложили, просто не даст вам ничего взамен. Он не интересуются музыкой и предпочитают заниматься чем-то другим.
Второй тип — ребенок, который, к сожалению, несмотря на все его усилия, просто не наделен необходимыми данными для понимания основ игры на инструменте или изучения теории музыки. Мне жаль этих детей, потому что они не тупые, и у них есть уникальные способности в других областях. Музыка просто не является их сильной стороной.
Третий тип детей — самый распространенный тип, который я часто встречаю. У них есть способности, необходимые для изучения музыкальных дисциплин. У них есть желание учиться, и им любопытно. Они всегда задают вопросы, и стремятся овладеть чем-то профессионально. Им нужно практиковаться, чтобы совершенствоваться, и когда они это делают, становятся чрезвычайно успешными.
Четвертый тип — самый редкие и, вероятно, самые на первый взгляд бесперспективные. Они быстро утомляются от работы над техникой и прочими рутинными практическими занятиями.

Часто я чувствую, что единственным препятствием на уроке для них являюсь я. Они бы предпочли, чтобы я вышел из музыкального класса, чтобы они могли «спокойно» играть. Они ищут интересные гармонии, они импровизируют. Они креативны. Этот тип детей может часами экспериментировать на инструменте. Они полны энтузиазма, но их раздражает, что кто-то вторгается в их музыкальные эксперименты. Они первопроходцы, когда дело доходит до музыки. Сложность в том, что это не самый выгодный путь для ребенка.

Хотя они могут быть первопроходцами, есть другие, которые проложили путь до них, и наша задача, как педагогов и родителей, направить их на конструктивный путь, чтобы они могли реализовать свой потенциал и затем превзойти его. Одной музыкальной гениальности недостаточно, чтобы предполагать будущую успешную музыкальную карьеру. Талант и трудолюбие играют одинаковую роль. Прежде всего, ваша способность поощрять своего ребенка, когда он находит свой путь в мире музыки, будет решающим фактором в реализации его целей в годы становления. Без вас они смогут быть талантливыми. С вами они смогут научиться использовать этот талант.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта