Главная » Музыкальное искусство. Стадии развития

Музыкальное искусство. Стадии развития

автор Юрий Петрович
9 просмотры

Роль противоположного момента в развитии — «тормоза» или каданса (в широком понимании слова) гораздо более известна, что позволяет сейчас не останавливаться на нем. Стадии развития, заключенные между крайними моментами, чрезвычайно разнообразны по своему конкретному облику. Можно лишь наметить некоторые особенно важные тенденции. Таковы:

— единство в направлении развития, либо сменяемость направлений;

— нарушения планомерности, перерывы и возобновления;

— единство в выдерживании определенного тематического содержания, эмоциональной окраски, динамического уровня либо смены всех этих факторов;

— охват больших пространств целостным процессом либо чередования сравнительно небольших и разнохарактерных фрагментов;

— наличие целеустремленности (особенно ощутимое при движениях к важным и отдаленным вершинам) либо избегание таковой (многие разработки, движущиеся «зигзагом»);

— накопление динамики или ее рассеивание.Музыкальное искусство. Стадии развития

При всем множестве видов и проявлений развития, его стадии, в большинстве случаев, укладываются в весьма простую закономерность, основанную на том, что всякий процесс развития имеет начало, продолжение и конец. Значение этой, казалось бы, элементарной формулы заключается, прежде всего, в ее универсальности — ею объемлются любые, самые различные типы претворения трехчленности «i-m-t»; далее, она равно приложима к мельчайшему элементу формы (например, кадансу Т-S-D-Т) и ко взятому в целом произведению. Отсюда следует, что данный момент формы может менять свое значение, в зависимости от того, на каком уровне он рассматривается: в пределах ли темы или в более крупном плане.

Так, например, тема, уже имеющая свое завершение («t»), оказывается лишь отправной точкой («i») по отношению к дальнейшему развитию. Но дело не сводится к большему или меньшему радиусу действия закономерности «i-m-t». В процессе развертывания цепи интонаций происходит постоянное переключение функций сочленов данной формулы. Этого требуют связность развития, непрерывность переходов, столь существенная для музыкального искусства. Весьма обычно, в частности, превращение завершающего момента — «каданса» — в импульс, что часто происходит при соприкосновении конца экспозиции и начала разработки на заключительной фразе экспозиции.

Еще по теме  Вариативность урока музыки

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.