Одна из основных задач учителя музыки заключается в воспитании у школьников здорового, правильного певческого голоса. Это большая ответственность. Голос ребенка – очень хрупкий инструмент и неграмотное, неправильное его использование может привести к плачевным результатам. Форсированные, бессистемные нагрузки на детский голосовой аппарат могут нанести школьникам необратимый вред.
Правильное, стройное, красивое коллективное пение зависит от владения учениками вокальными навыками. К ним относятся: дыхание, звукообразование, дикция. Все эти составляющие тесно взаимосвязаны между собой и работают при пении комплексно. К хоровым навыкам относятся «строй» и «ансамбль».Каждый учитель музыки при проведении уроков в начальной школе сталкивается с проблемой строя. Для выработки точного строя классного хора существует достаточно большое количество упражнений, простейшее из которых заключается в поиске унисона всем классом с заданной учителем нотой. Перед тем как перейти к поиску унисона я обычно настраиваю в быстром темпе каждого ученика на заданную ноту. Схема проста: «услышал – повтори». В ходе такой настройки нота прозвучит 15 -20 раз. Этого вполне достаточно чтобы она отложилась в музыкально-слуховой памяти всего класса и точно прозвучала в коллективном исполнении.
Упражнения на развитие певческих навыков для младших школьников должны быть предельно просты. Особенно для первоклассников. Вот простой пример:
У них лишь начинают формироваться основы вокальной техники, и здесь не место большим нагрузкам. Развивать певческие навыки необходимо постепенно, дозировано увеличивая нагрузки и усложняя упражнения.
Урок музыки является важной частью учебного процесса младших школьников. Он помогает развивать музыкальное восприятие, а также вовлекает детей в активную практику пения и исполнения музыкальных произведений.
Во-первых, на уроке музыки необходимо создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы дети чувствовали себя комфортно при пении. Учитель должен быть терпеливым и поощрять каждого ребенка, независимо от того, насколько точно он или она поет. При поддержке учителя дети начинают осознавать свой голос и становятся более уверенными певцами.
В-третьих, на уроке музыки следует уделять внимание правильной дыхательной технике. Для хорошего пения важно правильно дышать, контролировать выдох и научиться использовать диафрагму. Учитель может проводить специальные дыхательные упражнения перед пением, чтобы помочь детям осознать процесс дыхания и научиться правильно его контролировать.
В-четвертых, на уроке музыки можно проводить голосовые упражнения для развития голосового аппарата. Например, можно предложить детям пение различных гласных и согласных звуков, чтобы укрепить голосовой аппарат и развить артикуляцию. Также можно проводить упражнения на расширение диапазона голоса, громкости и выносливости.
В заключение, развитие певческих навыков на уроке музыки у младших школьников играет важную роль в их образовании и личностном развитии. Учитель музыки может создать благоприятную атмосферу, используя различные методики и игры для развития голосовых навыков, правильного дыхания и голосового аппарата. Пение перед другими и выступления на публике помогают укрепить уверенность и самовыражение у детей. Эти навыки могут пригодиться детям не только в музыкальной сфере, но и в жизни в целом.
«Школьный вальс»