Статьи        21 марта 2017        272         Комментариев нет

Платные школьные кружки. Стоит ли овчинка выделки?

«А может, возьмете кружок? Нам кружки очень нужны. Ну, если вы останетесь во вторую смену на пару часов, зато копеечка вам будет и нам меньше хлопот с управлением ».
Каждый учебный год в педколлективах слышно то же предложение-приказ: берите платные кружки, нам нужны деньги, нас задолбал Отдел образования, если мы не будем зарабатывать, нам…каюк. Ежегодно педагогов уговаривают или заставляют взять такую подработку. Несмотря на то, что это дополнительный заработок, а в школах и садиках лишних денег не бывает, соглашаются далеко не все. Очень сомневаюсь, что даже с нынешними обещаниями поднять зарплаты учителям, которые оказывают дополнительные образовательные услуги, педагоги будут биться за право взять кружок — геморрой еще тот, скажем прямо.

Здесь нужна оговорка: имеются в виду именно те кружки, которые педагоги берут в дополнение к основной работе. О центре детского творчества, сотрудники которых годами варятся в «своей теме», упоминать не будем — это абсолютно другая история. В случае с людьми, которые работают в школах и в детских садах, ситуация выглядит платной экскурсией в ад. Даже если имеешь хорошую категорию и работаешь в большом городе.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Вот уже второй год ко мне не пристают с кружками, и я неописуемо счастлива. Первые годы своей педагогической карьеры я брала кружки, так как начальство наседало и на меня. Тот опыт подработки педагогам дополнительного образования я вспоминаю с ужасом. Возможно, если бы я вела рисование или учила пятилеток чертить фигурки по точечкам, мне было бы проще и выгоднее: посади себе десяток малышей за столики и смотри, чтобы правильно выполняли задание и не баловались. Потом они покажут своим родителям изображенного зайца или продемонстрируют правильно обведенные фигурки — вот и результат, на кружке не абы чем занимаются.

Но я веду музыку и не могу на каждом занятии давать результат. Ребенка невозможно за одно занятие научить петь или танцевать, нельзя за неделю-другую поставить с группой музыкальную сказку. А еще многие дети просто очевидно не имеют способностей к музыке, и самое большее, что я могу для них сделать в условиях работы в группе — это не привить ненависти к искусству. Впрочем, если родители сами захотели отвести на музыкальный кружок неспособного и немотивированного ребенка, он, скорее всего, будет иметь проблемы с поведением и сбивать с толку остальных. И хорошо, если там нет амбиций, противно пропорциональных таланту. Иначе родители обвинят меня в вытягивании денег — почему же это их звездочка не играет главную роль, а прыгает в массовке среди белок и медведей?Это общая проблема руководителей подобных кружков, поэтому здесь обычно очень большой отток воспитанников — не каждый может стать звездой, а полностью избежать разочарований нереально.
Впрочем, это цветочки. А вот финансовая отчетность по кружкам — это ягодки, горькие и ядовитые. Чтобы кружок был устойчивым и рентабельным, нужно иметь в нем не менее 50 детей по списку, то есть четыре подгруппы. Если дети в течение учебного года отсеиваются, рентабельность кружка начинает падать и педагог вынужден делать все, чтобы привлечь новых детей.

Возможно, в школе с несколькими сотнями учеников это не такая и проблема, а вот в детском саду, где 100-200 воспитанников, предложение дополнительных образовательных услуг превышает спрос на них. Если вы потеряли воспитанника, так как ему или надоело или он надолго заболел или перебрался к бабушке на время семейного кризиса у родителей, то других вы вряд ли привлечете. Дети там давно поделены по интересам и педагогам.Еще больше мороки с отслеживанием оплаты. Одна моя коллега, которую однажды со слезами уговорили взять кружок подготовки детей к школе, сетовала, что деньги с родителей приходится буквально выбивать. Когда заходит речь об оплате кружков, многие папы и мамы внезапно превращаются в какие-то жалкие существа: переводят деньги не на тот счет, теряют квитанции, не платят по три месяца, а потом уверяют, что платили, но кассирша в банке что-то накрутила. И именно руководитель кружка должен выписывать каждый месяц стопку квитанций, проверять номера счетов, контролировать оплату и доставать родителей, чтобы не затягивали с переводом денег. А в этом году можно предсказать еще одну проблему: размер оплаты будет зависеть от квалификационной категории педагога, и некоторые родители не сразу смекнут, чем учитель А. с первой категорией лучше учителя Б. без категории, хотя они ведут одинаковые кружки.

И в качестве вишенки на торте — к занятиям в кружке нужно готовиться, причем, может быть, серьезнее, чем к обычным занятиям или уроков. Если придерживаться всех правил, то нужно вести такую же документацию с планами и конспектами занятий. Я не знаю ни одного учителя, воспитателя или специалиста, который успевает разобраться со всеми бумагами на работе и никогда не пишет планов ночами, особенно когда обещают проверку. С ведением кружка объем бумажной работы для педагога увеличивается вдвое, и его, никак не включишь в циклограмму на основной должности. Если это театральный кружок, его руководитель будет в свободное время писать сценарии и делать костюмы. Если это кружок лепки, то его руководитель будет листать тематические журналы и покупать за свои деньги материалы ... сомнительная это радость — выделки дороже шкуру.

ЮЛИЯ ШАРОВА

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта