...
Главная » Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодня

Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодня

автор Юрий Петрович
318 просмотры

Музыковедение — это наука, изучающая музыку как явление культуры, искусства и социальной жизни. Вопрос о том, зачем нужно музыковедение, можно рассмотреть с разных точек зрения.

  1. Культурное наследие: Музыка является важной частью культурного наследия человечества. Музыковедение помогает сохранить и передать это наследие, исследуя различные музыкальные традиции, жанры и стили. Это знание обогащает наше понимание истории и культуры.
  2. Анализ и интерпретация: Музыковедение предоставляет инструменты для анализа музыкальных произведений. Это включает в себя изучение структуры, гармонии, мелодии и ритма. Понимание этих аспектов позволяет глубже воспринимать музыку и открывает новые горизонты для интерпретации.
  3. Образование и воспитание: Музыковедение играет важную роль в образовательных программах. Оно помогает развивать музыкальный слух, критическое мышление и эстетическое восприятие. Знания в области музыковедения могут способствовать более глубокому пониманию искусства в целом.

  4. Социальные и психологические аспекты: Музыка влияет на эмоции и поведение людей. Исследования в области музыковедения помогают понять, как музыка воздействует на психику, как она используется в различных социальных контекстах и как она может служить средством коммуникации.
  5. Инновации и развитие: Музыковедение также связано с современными технологиями и инновациями в музыке. Исследования в этой области могут привести к новым формам музыкального выражения и созданию новых жанров.

  6. Кросс-культурные исследования: Музыковедение способствует пониманию и уважению к различным культурам. Изучение музыки разных народов помогает преодолевать культурные барьеры и способствует диалогу между культурами.

Рекомендация от автора статьи
Юрий Петрович
Учитель музыки, руководитель оркестра баянистов
Таким образом, музыковедение — это не просто изучение музыки, но и важный инструмент для понимания человеческой культуры, истории и психологии. Оно помогает нам осознать, как музыка формирует наше восприятие мира и как она может быть использована для выражения чувств и идей.

Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодняВо всех странах разделяют музыковедение на теоретическое и историческое, хотя на самом деле точнее разделить на прикладное и гуманитарно-возвышенное, которое приближается фактически к философии искусства, философии музыки. Сейчас есть две тенденции в современном культурном мире, по одной из них музыковедение — образовательная дисциплина, связанная с изучением биографии композиторов, условий создания произведений, их построение, речь.

По другой музыковедение выступает как гуманитарная наука, где исследователю нужно подняться на уровень обобщения, увидеть культурный контекст, прошлое и будущее, культурные связи между эпохами и странами. Такое понимание музыковедения приближает его к философии, к условиям мышления и ощущения человеком мира в разные эпохи.

Мне вспомнился французский философ Мишель, а именно его последняя книга «Мальчик-с-пальчик», в которой он использовал метафору «мальчика-с-пальчика» для того, чтобы охарактеризовать современную молодежь. По его мнению, современное поколение сильно отличается от своих родителей. Это молодежь, которая пользуется одним пальцем — может написать любое сообщение, получить любую информацию.

И у этого поколения другие проблемы: что делать с засильем информации? Это касается и музыковедения, потому что это и труды с биографиями композиторов, истории создания произведений, изображения эпохи, инструменты разных времен, даже музыкальные залы, оформление контрактов и гонорары за выступление и т.д. — это все музыковедение.

Как по мне, музыковедение сегодня — это не вопрос накопления информации, а вопросы изучения и выявления смысла в музыкальном произведении, понимание того, о чем оно. Это дисциплина, которая должна помочь человеку понять, кто он есть в этом мире.

Есть американская, немецкая, французская, русская музыковедческие школы. Но я абсолютно убеждена, и мне об этом говорили западные коллеги, что национальное музыковедение имеет свое лицо, у него есть свой почерк. Да, мы воспитаны в стиле постсоветского, российского музыковедения, но за время общения с европейским музыковедческих пространством многое позаимствовали у него. Ученые всегда находятся на пересечении различных культурных тенденций, ведут культурный диалог, и это наша сильная часть научной жизни.Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодня

О штампах и современных тенденциях

Профессиональный музыкант может почувствовать разные уровни музыкального произведения — и нового, и уже хорошо известного. Вы думаете, что Бетховена, Моцарта все правильно трактуют? О них как раз больше нелепостей.

Н

апример, одна из самых больших ошибок, которая идет из советской музыкального образования и, к сожалению, сохраняется до сих пор, — это мысль о Бетховене-революционере. Этакий бунтарь, мечтающий о «счастье народа» и занимающийся исключительно «распространением идей французской революции 1789 года».

Незыблемой остается и одна из центральных позиций советской музыкальной науки — привязка музыкальных событий к «народу». Все это требует сегодня правильных оценок, ведь мир расширился и мы общаемся с представителями других стран, с которыми необходимо строить современный диалог, говорить на языке нашего времени.

Кстати, в советские и постсоветские времена круг музыки был очень ограничен, фактически два века — XVIII в XIX. Сегодня изучаются все века, есть специалисты практически по всем периодам, есть прекрасные знатоки современной музыки, в том числе и электронной. Сейчас исследуются различные направления — от джаза до озвучки компьютерных игр.

О языке эпохи

Подходить с мерками Бетховена к Шуберту или меркам Шуберта к Дебюсси, — конечно, это неправильно. Чтобы исследовать определенный музыкальный аспект, нужно понять язык эпохи, то есть средства выразительности, язык века. Скажем, язык позднего Средневековья, Ренессанса, Барокко. А вот начиная с ХХ века процесс обращения к звуковой палитре со своим мнением становится субъективным, и поэтому здесь сколько композиторов — столько языков. Ведь техники современных композиторов очень индивидуальны. Поэтому сегодня специалисты, которые изучают ХХ век, имеют узкую специализацию.

Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодняВ любом веке музыка помогала человеку понять вектор, куда нужно идти. К чувственному переживанию — если говорим, например, о музыке барокко, или к переживанию Порядка мира (именно переживанию!), когда мы обращаемся к эпохе классицизма — Гайдн, Моцарт. XIX века «открывает» небывалые психологические измерения, а ХХ века возвращает слушателю значение красоты звука, когда музыкальная ткань превращается в изысканные «звуковые кристаллы», которые создают впечатляющее прекрасное звуковое измерение. Каждая эпоха имеет свою программу, и человек, который с детства слушал такую ​​музыку, воспитывался в определенном ключе.

В XXI веке, в эпохе постмодернизма, все перемешано. Пожалуй, это и есть знак современности: все существует одновременно. Когда мы открываем палитру современной музыки от каких-то шоу, концертов, которые звучат на площади, до тех прекрасных арт-проектов, которые делает Камерный хор — нам вся музыка нравится, мы всю ее слушаем.

Поэтому, наверное, это и есть знак нашего времени, человек все это должен вместить, понять и, к тому же, чувствовать себя человеком.Зарубежную музыку исследовать сложно, так как для этого нужно ехать туда, изучать первоисточники. Пока образовательная и библиотечная системы не позволяют студентам или молодым музыкантам во всем хорошо разобраться. Наука сейчас существует на собственном энтузиазме.

Если сравнить, сколько нот печатают европейские издательства, а сколько у нас — это небо и земля. Перечень фундаментальных печатных книг, посвященных музыке, которые вышли на за последние двадцать лет, — очень ограничен. Преподаватели, исследователи печатают свои труды преимущественно за собственные средства.

О. Хмелевская

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.