Статьи        02 августа 2017        22         Комментариев нет

Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодня

Во всех странах разделяют музыковедение на теоретическое и историческое, хотя на самом деле точнее разделить на прикладное и гуманитарно-возвышенное, которое приближается фактически к философии искусства, философии музыки. Сейчас есть две тенденции в современном культурном мире, по одной из них музыковедение — образовательная дисциплина, связанная с изучением биографии композиторов, условий создания произведений, их построение, речь. По другой музыковедение выступает как гуманитарная наука, где исследователю нужно подняться на уровень обобщения, увидеть культурный контекст, прошлое и будущее, культурные связи между эпохами и странами. Такое понимание музыковедения приближает его к философии, к условиям мышления и ощущения человеком мира в разные эпохи.Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодняМне вспомнился французский философ Мишель, а именно его последняя книга «Мальчик-с-пальчик», в которой он использовал метафору «мальчика-с-пальчика» для того, чтобы охарактеризовать современную молодежь. По его мнению, современное поколение сильно отличается от своих родителей. Это молодежь, которая пользуется одним пальцем — может написать любое сообщение, получить любую информацию. И у этого поколения другие проблемы: что делать с засильем информации? Это касается и музыковедения, потому что это и труды с биографиями композиторов, истории создания произведений, изображения эпохи, инструменты разных времен, даже музыкальные залы, оформление контрактов и гонорары за выступление и т.д. — это все музыковедение.

Как по мне, музыковедение сегодня — это не вопрос накопления информации, а вопросы изучения и выявления смысла в музыкальном произведении, понимание того, о чем оно. Это дисциплина, которая должна помочь человеку понять, кто он есть в этом мире.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="2837389906"
data-ad-format="auto">

Есть американская, немецкая, французская, русская музыковедческие школы. Но я абсолютно убеждена, и мне об этом говорили западные коллеги, что национальное музыковедение имеет свое лицо, у него есть свой почерк. Да, мы воспитаны в стиле постсоветского, российского музыковедения, но за время общения с европейским музыковедческих пространством многое позаимствовали у него. Ученые всегда находятся на пересечении различных культурных тенденций, ведут культурный диалог, и это наша сильная часть научной жизни.Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодня

О штампах и современных тенденциях

Профессиональный музыкант может почувствовать разные уровни музыкального произведения — и нового, и уже хорошо известного. Вы думаете, что Бетховена, Моцарта все правильно трактуют? О них как раз больше нелепостей.

Например, одна из самых больших ошибок, которая идет из советской музыкального образования и, к сожалению, сохраняется до сих пор, — это мысль о Бетховене-революционере. Этакий бунтарь, мечтающий о «счастье народа» и занимающийся исключительно «распространением идей французской революции 1789 года». Незыблемой остается и одна из центральных позиций советской музыкальной науки — привязка музыкальных событий к «народу». Все это требует сегодня правильных оценок, ведь мир расширился и мы общаемся с представителями других стран, с которыми необходимо строить современный диалог, говорить на языке нашего времени.

Кстати, в советские и постсоветские времена круг музыки был очень ограничен, фактически два века — XVIII в XIX. Сегодня изучаются все века, есть специалисты практически по всем периодам, есть прекрасные знатоки современной музыки, в том числе и электронной. Сейчас исследуются различные направления — от джаза до озвучки компьютерных игр.

О языке эпохи

Подходить с мерками Бетховена к Шуберту или меркам Шуберта к Дебюсси, — конечно, это неправильно. Чтобы исследовать определенный музыкальный аспект, нужно понять язык эпохи, то есть средства выразительности, язык века. Скажем, язык позднего Средневековья, Ренессанса, Барокко. А вот начиная с ХХ века процесс обращения к звуковой палитре со своим мнением становится субъективным, и поэтому здесь сколько композиторов — столько языков. Ведь техники современных композиторов очень индивидуальны. Поэтому сегодня специалисты, которые изучают ХХ век, имеют узкую специализацию.Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодняВ любом веке музыка помогала человеку понять вектор, куда нужно идти. К чувственному переживанию — если говорим, например, о музыке барокко, или к переживанию Порядка мира (именно переживанию!), когда мы обращаемся к эпохе классицизма — Гайдн, Моцарт. XIX века «открывает» небывалые психологические измерения, а ХХ века возвращает слушателю значение красоты звука, когда музыкальная ткань превращается в изысканные «звуковые кристаллы», которые создают впечатляющее прекрасное звуковое измерение. Каждая эпоха имеет свою программу, и человек, который с детства слушал такую ​​музыку, воспитывался в определенном ключе.

В XXI веке, в эпохе постмодернизма, все перемешано. Пожалуй, это и есть знак современности: все существует одновременно. Когда мы открываем палитру современной музыки от каких-то шоу, концертов, которые звучат на площади, до тех прекрасных арт-проектов, которые делает Камерный хор — нам вся музыка нравится, мы всю ее слушаем. Поэтому, наверное, это и есть знак нашего времени, человек все это должен вместить, понять и, к тому же, чувствовать себя человеком.Наука, изучающая музыку. Музыковедение сегодняЗарубежную музыку исследовать сложно, так как для этого нужно ехать туда, изучать первоисточники. Пока образовательная и библиотечная системы не позволяют студентам или молодым музыкантам во всем хорошо разобраться. Наука сейчас существует на собственном энтузиазме.

Если сравнить, сколько нот печатают европейские издательства, а сколько у нас — это небо и земля. Перечень фундаментальных печатных книг, посвященных музыке, которые вышли на за последние двадцать лет, — очень ограничен. Преподаватели, исследователи печатают свои труды преимущественно за собственные средства.

О. Хмелевская

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта