Когда-то все мы были детьми. И разговаривали на своем языке, на котором никогда не будут способны разговаривать взрослые, так этот язык состоит из искренности, надежды, любви, веры в доброту окружающих.
Язык детей — это не только особое, не совсем правильное произношение, это детское мировоззрение, которое хотя и исчезает с годами, но, тем не менее, сохраняется где-то глубоко в нашем подсознании, влияя на наши мысли и поступки. Иногда эти мысли и поступки нам не совсем понятны, поэтому, возможно, чтобы разобраться в них, стоит попробовать заглянуть в детство.Формирование этнически самобытного слуха на основе изучения инструментального фольклора – находится в числе наиболее серьезных проблем музыкально-образовательной системы, поэтому одна из целей данного статьи — привлечь внимание к инструментальному фольклору и его использованию в процессе воспитания детей. Для ее решения нами выделен состав детских звуковых устройств, сделано их описание, собраны и систематизированы сведения об особенностях функционирования, выявлена их роль в жизни и воспитании детей. Анализ программ для детских садов и музыкальных школ показал, что на разных этапах музыкального воспитания использование звуковых устройств имеет прерывистый характер и не образует единой, целенаправленной линии. В садах этот процесс происходит довольно успешно, а в общеобразовательных школах Ему не уделяется должного внимания. Как результат, пропускается целый этап формирования слуховых представлений. Много устройств, формирующих слух человека, оказываются неизвестными, недоступными детям. Введение изучения детского инструментария в программы для музыкальных и общеобразовательных школ должно помочь достичь непрерывного воспитания на национальной музыкальной почве. Отметим, что нами не случайно использован термин «музыкально звуковые устройства ». В обычном понимании «музыкальным инструментом» считается устройство, которое имеет «голос» и определенный строй. При помощи звука, издаваемого инструментом можно передать определенные интонации и чувства. Все остальные природные или искусственные устройства, способные к получению звуковых сигналов, определяются как «звуковые». Их функционирование связано с повседневной жизнью детей, которое, проходящей обычно во взаимоотношениях с окружающим миром. Период детства состоит из нескольких возрастных этапов, на каждом из которых применяются различные звуковые устройства.
Раннее детство. В этот период ребенок, находясь в коляске, полностью зависит от матери, поэтому взрослые покупают или изготавливают для детей специальные звуковые игрушки, которые используются для того, чтобы ребенок не плакал. Среди первых звуковых устройство, с которым сталкивается малыш в первые годы жизни, — погремушка с несильным, приглушенным звучанием.
Возможно также использование трещотки с сильным сухим трескучим звуком.
На следующем этапе (4 — 6 лет) детям рекомендуется разрешать играть с духовыми устройствами, которые помогают имитировать звуки, позаимствованные у природы: на свистке издается свистящий звук разных оттенков, дудочки – от обычного гудения до звонких переливов, похожих на пение птиц. В этом же возрастном периоде желательно использование шумовых устройств, которые можно специально купить или же изготовить самостоятельно. В занятиях с ребенком нужно обязательно уделять внимание распознаванию звуков. Этим можно заниматься даже без специальных устройств. Примеры: переливание воды из стакана в стакан, удары ложек и вилок друг о друга. Несильные удары по стеклянным, фарфоровым, металлическим предметам. Звуки, доносящиеся до ребенка должны быть контрастными, но негромкими.
Постепенно дети начинают понимать, что обычный лист травы может оказаться звуковой устройством, если вложить его между большими пальцами. Каждый родитель может придумать и организовать игру со звуками для ребенка. Вариантов – тысячи. Главное помнить, что такие звуковые игры не пройдут бесследно, они невероятно мощно тренируют музыкальный слух, эмоциональный отклик на звуковую фактуру.
Музыкально-звуковые устройства выполняют очень важную роль в жизни и воспитании детей. Особенно выделяется игровая функция. «Игра» на детских звуковых устройствах не требует специальной подготовки. Она непосредственно связана с ситуацией спонтанного творческого музицирования и импровизации, которые проявляются в процессе игры. В этих условиях очень важна имитация, звукоподражание. Звуковые устройства выполняют также и познавательную функцию, подключая детей к богатству звуков и тембров.
Основу детского «Репертуара» составляют:
- Отдельные звуки различного тембра и высоты, например, на свистульке или дудочке без игровых отверстий.
- Сочетание нескольких звуков: на свистульках возможно интонировать несложные песенные и танцевальные попевки, имитировать пение птиц (петушка, кукушки); на дудочке — воссоздавать несложную мелодию.
- Шумовые звуки.
Музыкально-развивающая функция звуковых устройств заключается в расширении слуховых навыков, которые являются главными для музыкальной деятельности. Знакомство детей с звуковыми устройствами и игра на них помогает развивать следующие виды музыкального слуха: звуковысотный слух (ребенок лучше отличает высоту различных звуков) и Мелодический (обеспечивает целостное восприятие мелодии, а не отдельных ее звуков). Особенно развивается тембровых слух. При знакомстве со звучанием различных звуковых игрушек происходит накопление множества слуховых впечатлений, возникающих благодаря разнообразию окраски звучания. Большое значение в развитии ребенка имеет музыкально-эстетическая функция звуковых устройств. С их помощью формируется музыкальный вкус детей, развивается ощущение красоты звуков и мелодий, закладывается эмоционально-эстетическое восприятие звуковых явлений. Как видим, круг функций звуковых устройств очень широк.