О музыкальном образовании

Меняется музыка  меняются и востребованности. Раньше было престижно играть в оркестре, создавать свои группы, играть в коллективе. Сейчас модно открыть FL Studio и написать трек в нужном BPM. Это проще, чем учиться 7 лет в музыкалке, 4 года в колледже и 5 лет в консерватории. Время такое, на месте не стоит…
О музыкальном образовании
Изначально музыкальные школы создавались, чтобы помочь детям простых людей устроиться в жизни. Так идеологи страны желали преподнести миру идею “Кто был никем, тот станет всем!”. Через песни и инструментальное исполнительство детям прививали нерушимые устои жизни советского человека. Уже с ранних лет многие дети учились в музыкальных школах, преподаватели старались отыскать среди учеников наиболее одаренных. Однако позже, в шестидесятых годах, музыкантов стало слишком много  теперь они рвались реализовывать себя в преподавательской деятельности, и конкуренция была жесткой.

Большинство детей осознанно не хочет учиться в музыкальной школе. Школьники слышат рассказы одноклассников и друзей о тяжелом предмете сольфеджио, кричащих на детей учителях, многочасовых самостоятельных занятиях по освоению инструмента. Иногда родители хотят реализовать несбывшиеся мечты своего детства с помощью сына или дочери. Ребенок понимает это и у него естественно исчезает желание учиться музыке, когда его заставляют силой.

Что же такое современная музыкальная школа? Есть страшное слово “программа”. Этакая догма, увековеченная в бумаге. Есть набор произведений, жёстко вписанных в программу. И ни шагу в сторону. Спору нет, классику знать надо. Классика  это часть базовых знаний о культуре. Но это страшно далеко от интересов школьников. Им хочется воспроизводить что-то актуальное, модное или интересное им же. А нельзя! Потому что  программа.

И да, таким образом желание учиться очень быстро пропадает. Особенно когда игру на инструменте пацанва сравнивает с компьютерной игрой. Сольфеджио  это отдельная тема… В таком виде, как оно есть  не пригодилось ни разу. Ибо в быту его понятия не используются совсем. И даже обозначения аккордов другие совсем. Одно таки да: слух сольфеджио развивает…

Ещё отдельная тема “а дальше что?”. Кому нужны выпускники музыкальных школ? Оркестров всё меньше, потенциальных учителей переизбыток, везде рулит компьютерная музыка и фонограммы, писанные на компьютере. И ничего этого в музыкальных школах не доступно.

Так что… – если каким-то чудом ребенок остался учиться  это только благодаря личности его педагога…. Или стоящими за его спиной с дубьём родителями.

Вернёмся к истории. Институт Гнесиных был формально открыт в 45 году. Вы подумайте, война только закончилась, страна в руинах, а ведь открыли муз-пед институт! Потому что не хлебом единым жив человек. И еще потому, что в стране образование было стратегически важной целью, в том числе и музыкальное. А где учиться? Смотря, какая цель. Если просто, для общего развития, то неважно где, лишь бы поближе к дому. Если же вас интересует музыка как профессия, то тут совсем другой расклад.

И ещё насчет популярности музобразования и амбиций родителей в советское время. Кто-то просто хотел, чтобы все было “как у людей, не хуже, чем у соседей”. Хоть собачий вальс на фоно сыграть, или несколько тактов Бетховена  круть! Все завидовать будут. В профессиональной же среде академические музыканты и зарабатывали неплохо (+ репетиторство), но самое главное  работа в хорошем оркестре или театре давала советскому человеку возможность ВЫЕХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ!!!! Для многих это было важно.

Увы, сейчас вообще не понятно, что будет с музыкантами… Сколько людей останутся верны профессии, на которую была положена почти вся жизнь… Я правда не знаю. Сейчас просто страшно думать о будущем.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.