Меняется музыка — меняются и востребованности. Раньше было престижно играть в оркестре, создавать свои группы, играть в коллективе. Сейчас модно открыть FL Studio и написать трек в нужном BPM. Это проще, чем учиться 7 лет в музыкалке, 4 года в колледже и 5 лет в консерватории. Время такое, на месте не стоит…
Изначально музыкальные школы создавались, чтобы помочь детям простых людей устроиться в жизни. Так идеологи страны желали преподнести миру идею «Кто был никем, тот станет всем!». Через песни и инструментальное исполнительство детям прививали нерушимые устои жизни советского человека. Уже с ранних лет многие дети учились в музыкальных школах, преподаватели старались отыскать среди учеников наиболее одаренных. Однако позже, в шестидесятых годах, музыкантов стало слишком много — теперь они рвались реализовывать себя в преподавательской деятельности, и конкуренция была жесткой.
Что же такое современная музыкальная школа? Есть страшное слово «программа». Этакая догма, увековеченная в бумаге. Есть набор произведений, жёстко вписанных в программу. И ни шагу в сторону. Спору нет, классику знать надо. Классика — это часть базовых знаний о культуре. Но это страшно далеко от интересов школьников. Им хочется воспроизводить что-то актуальное, модное или интересное им же. А нельзя! Потому что — программа.
И да, таким образом желание учиться очень быстро пропадает. Особенно когда игру на инструменте пацанва сравнивает с компьютерной игрой. Сольфеджио — это отдельная тема… В таком виде, как оно есть — не пригодилось ни разу. Ибо в быту его понятия не используются совсем. И даже обозначения аккордов другие совсем. Одно таки да: слух сольфеджио развивает…
Так что… — если каким-то чудом ребенок остался учиться — это только благодаря личности его педагога…. Или стоящими за его спиной с дубьём родителями.
Вернёмся к истории. Институт Гнесиных был формально открыт в 45 году. Вы подумайте, война только закончилась, страна в руинах, а ведь открыли муз-пед институт! Потому что не хлебом единым жив человек. И еще потому, что в стране образование было стратегически важной целью, в том числе и музыкальное. А где учиться? Смотря, какая цель. Если просто, для общего развития, то неважно где, лишь бы поближе к дому. Если же вас интересует музыка как профессия, то тут совсем другой расклад.
И ещё насчет популярности музобразования и амбиций родителей в советское время. Кто-то просто хотел, чтобы все было «как у людей, не хуже, чем у соседей». Хоть собачий вальс на фоно сыграть, или несколько тактов Бетховена — круть! Все завидовать будут. В профессиональной же среде академические музыканты и зарабатывали неплохо (+ репетиторство), но самое главное — работа в хорошем оркестре или театре давала советскому человеку возможность ВЫЕХАТЬ ЗА ГРАНИЦУ!!!! Для многих это было важно.
Увы, сейчас вообще не понятно, что будет с музыкантами… Сколько людей останутся верны профессии, на которую была положена почти вся жизнь… Я правда не знаю. Сейчас просто страшно думать о будущем.