Наши выступления        14 августа 2015        1084         Комментариев нет

Описание достижений ансамбля «Кнопочки баянные»

Ансамбль «Кнопочки баянные» ведет большую учебную и концертную деятельность, принимает участие в сельских, районных и краевых мероприятиях. Коллектив создан в 2012 году. В репертуаре ансамбля более пятидесяти произведений.

По своему исполнительскому уровню ансамбль на сегодняшний день способен решать серьезные творческие задачи.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="2837389906"
data-ad-format="auto">

Ансамбль баянистов имеет большие технические и художественные возможности, что позволяет включать в репертуар довольно сложные произведения композиторов-классиков и современных авторов, а также музыку для народных инструментов.

Количественный состав ансамбля: 16 учащихся в старшей группе и 12 в младшей. Возраст – от 6 до 17 лет.

На момент создания ансамбля материальная база отсутствовала. Помещение для занятий нам любезно предоставил Подсосенский СДК. В настоящее время у ансамбля имеется 20 рабочих баянов и 10 в ремонте. Инструменты для ансамбля «добывались» всевозможными способами. Многие баяны отдают безвозмездно жители Назаровского района по объявлениям в местных газетах. Мы играли и играем на «утильных» баянах, которые от времени рассыпаются на ходу, которые постоянно требуют ремонта. На все свои выступления мы берем с собой ремкомплект — отверточки, пассатижи, проволочки, клей «Момент» и т.д.

Вспомогательные инструменты  (блок-флейты 10 штук) я купил на свои деньги. Кроме того, мы приобрели еще 10 фирменных флейт по заработанному на фестивале «Звездочки СУЭК» сертификату.

Ремонт и реставрацию инструментов осуществляю своими силами. Для детей свойственно стремительное вырастание из сценических костюмов. Обновить концертный гардероб ансамбля нет средств.

Репетиции ансамбля проходят ежедневно в Подсосенском СДК. Расписание – вещь официальная. А неофициально занятия с баянистами и флейтистами проходят ежедневно. Это и индивидуальные уроки и групповые. Во время подготовки к концертам и выездам на фестивали и конкурсы занятия проходят и по выходным дням. Вот уже три года я занимаюсь с детьми и в каникулярное время. Посещаемость детей высокая. Есть дети, которые не пропустили вообще ни одного занятия.

Повседневная творческая учебная деятельность ансамбля занимает основное место в музыкально-эстетическом воспитании участников. Индивидуальные, групповые и коллективные занятия и репетиции раскрывают перед учениками красоту и выразительность разучиваемых музыкальных произведений, их мелодий, гармонии, фактуры. Занятия в ансамбле помогает ученикам понять и прочувствовать характер музыки, ее содержание, знакомят их со средствами музыкально-исполнительской выразительности.

Много внимания на занятиях уделяется развитию у юных музыкантов навыков коллективного  исполнительства.

На занятиях ансамбля создан и постоянно поддерживается благоприятный психологический климат и творческий настрой участников. Дети отлично понимают задачи ансамбля, свои индивидуальные задачи и цели и неустанно стремятся к их достижению.

В организации ансамбля баянистов я использовал незаслуженно забытый метод обучения игре на инструментах «с руки». Этот метод продуктивно работал в глубокой старине. Ведь практически все музыканты, играющие на народных инструментах в конце 19, начале 20-го века учились игре на балалайках, домрах, гармонях именно «с руки» учителя или опытного музыканта.

Успешно использовал подобную методику знаменитый музыкант – народник В. Андреев. Его питомцы быстро и качественно осваивали инструменты, вели интенсивную концертную деятельность, достигали высшего мастерства. Естественно, им поневоле пришлось впоследствии заняться теорией музыки. Но начало было положено именно с копирования игры учителя.

Обучение коллективной игре на музыкальных инструментах «с руки» хорошо тем, что участники ансамбля очень быстро перехватывают мелодии, манеру, пассажи, акценты учителя. И буквально на 2-3 занятии довольно свободно и устойчиво играют свои партии. Это превосходный стимул для движения вперед. Ведь для ребенка очень важен результата его трудов. А в данном случае результат на лицо: из простых звуков, несложных партий в итоге собралась мелодия, зазвучавшая широко, раздольно, напевно. Каждый участник ансамбля хорошо слышит и общую, и свою игру. Все это концентрировано развивает музыкальные способности детей.

Что делается на занятиях для улучшения музыкальных данных учеников?

  1. Выполнение учениками заданий в программе «Музыкальный экзаменатор».
  2. Выполнение учениками заданий в программе «Финале».
  3. Ансамблевая игра на музыкальных инструментах.
  4. Индивидуальная игра на музыкальных инструментах.
  5. Сольфеджирование.
  6. Ритмические игры, освоение каждым участником ансамбля игры на ударных инструментах.
  7. Обучение игре на дополнительных инструментах: флейта, аккордеон, гармонь, гитара, балалайка, ксилофон, металлофон.
  8. Сольное и коллективное пение.
  9. Постоянное прослушивание лучших образцов инструментальной музыки.

 Такое мощное комплексное музыкально-развивающее воздействие на учеников естественно положительным образом сказывается на их общей музыкальности,  а также на музыкальных данных, присущих музыкантам-инструменталистам.

Благодаря интенсивности и комплексности обучения в ансамбле все учащиеся первого года обучения (Присухина Геля, Титов Никит, Марков Максим, Бурмаков Антон, Антипина Варя, Сурина Таня, Хмелевский Матвей)  выполнили намеченную программу, справились с поставленными на учебный год задачами.  А именно:

  1. Получили основы начальной музыкальной грамоты. Практически освоили аппликатуру правой и левой руки в гаммах. Освоили приемы игры на инструменте, основные штрихи и динамические оттенки. Получили стойкие навыки игры в ансамбле.
  2. Научились выполнять упражнения на различные виды техники: гаммы и гаммообразные упражнения на отработку различных штрихов левой и правой рукой раздельно, простые этюды без полифонии с разными штрихами с традиционной аппликатурой.
  3. Выучили по 6-8 пьес малых форм.
  4. Освоили второй инструмент – блок-флейту, металлофон, ксилофон.

7.Прошли подготовительный период для дальнейшего обучения на баяне двумя руками.

  1. Стали полноценными музыкантами основного состава ансамбля «Кнопочки баянные».

Учащиеся второго года обучения (Кривов Никита, Андронов Илья, Герлиц Эдуарда, Антипина Полина, Кондратенко Арина) в этом учебном году работали по следующим направлениям:

  1. Закрепление основ посадки за инструментом и постановки игрового аппарата.
  2. Исполнение мажорных гамм в одну октаву с трех рядов двумя руками.
  3. Работа над качеством движений меха (звуковедение).
  4. Разнообразие динамических оттенков.
  5. Дальнейшее изучение музыкальной грамоты.
  6. Ознакомление с арпеджио, интервалами и аккордами правой рукой.
  7. Работа над музыкальным произведением: характер, форма, темп.
  8. Изучение новых приемов игры мехом.
  9. Основы игры по слуху.
  10. Ансамблевая игра.

С задачами, поставленными на прошедший учебный год, дети этой группы справились в полной мере. Кривов Никита, Андронов Илья, Герлиц Эдуарда, Антипина Полина  начали играть двумя руками, значительно улучшили качество игры в ансамбле. Дети стали более серьезней относится к домашним заданиям и самостоятельной работе. Научились подбирать по слуху популярные мелодии. Явный прогресс наблюдается в освоении детьми второго инструмента. Герлиц Эдуарда, Антипина Полина и Кондратенко Арина самостоятельно по нотам разучивают на флейтах русские народные мелодии и затем играют их наизусть. Андронов Илья освоил игру на полной ударной установке и уже готов заменить в ансамбле нашего ударника Усова Даниила, который в этом году окончил школу и по это причине выбыл из ансамбля.  Стоит отметить, что у Ильи изначально были большие проблемы с  ритмом. Благодаря различным ритмическим упражнениям, серьезной работе в программах «Музыкальный экзаменатор» и Finale, он стал лучше чувствовать ритм, легко воспроизводить различные ритмические рисунки и их смеси.

20150426_105842

И особо хочется отметить ребят третьего года обучения. Это Никулин Влад, Киященко Глеб, Киселева Полина, Ткаченко Марина, Ковалева Ксения, Жачева Анжела, Карандашова Фая, Желонин Игорь, Усов Даниил, Андронов Даниил. Все они за три года прошли прекрасную школу ансамблевой игры и концертой деятельности. Несомненно, одаренные дети. Трудолюбивые, вежливые, готовые помочь младшим. У них прекрасные музыкальные данные, которые сформировались во многом благодаря их занятиям в ансамбле. Киященко Глеб достаточно свободно владеет баяном, может самостоятельно аккомпанировать солистам и вокальным группам. Играет двумя руками, как по нотам, так и на слух. Осваивает три инструмента — баян, аккордеон, гармонь. Отлично справляется с ансамблевой игрой.

Никулин Влад. Играет на баяне двумя руками, имеет собственный репертуар. Очень быстро разучивает новые произведения по нотам. Успешно подбирает на слух. Может аккомпанировать вокалистам. В ансамбле ведет ведущие партии. Второй инструмент: бас -гитара.

Ансамбль «Кнопочки баянные» принимал участие в следующих мероприятиях:

  • Фестиваль «Голоса Причулымья» 6.04.2013г. – победитель в номинации «Лучший инструментальный ансамбль».
  • Фестиваль «Голоса Причулымья» 12.04.2014г. — победитель в номинации «Лучший инструментальный ансамбль».
  • Фестиваль «Радуга детских талантов» — 2014г. — победитель в номинации «Лучший инструментальный ансамбль».
  • Фестиваль «Таланты без границ» — 1 место в номинации «Инструментальные ансамбли».
  • Фестиваль «Звездочки СУЭК»2015 г. — победители в номинации «оркестры и ансамбли» в г. Красноярске
  • Фестиваль «Радуга детских талантов» 2015г. – лучший ансамбль народных инструментов.
  • Фестиваль «Голоса Причулымья» 2015 г. – лучший инструментальный ансамбль.
  • Фестиваль «Таланты без границ» 2015 г. зональный этап, диплом первой степени.

Ансамбль дважды принимал участие в фестивале «Золотой колос», дважды участвовал в фестивалях «Времен связующая нить», «Звездочки СУЭК», участвовал в выездных концертах в Козульский район, а также в с. Старожилово.

В 2013г. ансамбль принимал участие  во Всесибирском конкурсе  оркестров и ансамблей народных инструментов имени Б.С. Феоктистова.

Этот творческий сезон был у «Кнопочек баянных» весьма насыщенным. Почти каждый месяц концерты в Подсосенском СДК, ездили также на районные и краевые фестивали и конкурсы. За период с сентября 2014 по апрель 2015 года ансамбль 8 раз выезжал с выступлениями в г.Назарово, Глядень, Красноярск. Репетиционные и концертные нагрузки очень интенсивны. Репетиции проходят ежедневно по полтора-два часа. Большинство детей из «Кнопочек» играют также в ансамбле флейтистов «Дударики» и занимаются вокалом.

Такая активная деятельность ансамбля естественно сказалась на качестве выступлений: коллектив в прекрасной форме и довольно легко справляется со сложным материалом, над которым мы работали осень и зиму.

2015 год для творческих коллективов проходит «под флагом» семидесятилетия Победы в Великой отечественной войне. В процессе подготовки к торжествам, конкурсам и фестивалям, посвященным этой знаменательной дате, ансамбль пополнил свой концертный репертуар произведениями военной тематики. Более 20 песен военной тематики и песен Времен Великой Отечественной Войны были выучены баянистами за период с осени по сегодняшний день.

Сегодня много говорится о патриотическом воспитании в школах, домах культуры, учреждениях дополнительного образования. У нас в ансамбле об этом не говорится, а делается. Баянисты разучивают не только мелодии песен, но и поют их. Песни отечественной войны, сочиненные талантливыми советскими композиторами, это прекрасный учебный материал. Их гармоническая структура естественна и гармонична, без всякой композиционной натянутости, чрезмерности. Дети с удовольствием играют «Катюшу, «Три танкиста», «Ехал я из Берлина», «В землянке», «Ты ждешь, Лизавета» и другие.

Выступление  ансамбля зрители всегда встречают тепло, приветливо, эмоционально.

2015-07-11_135148

2015-07-11_141722

2015-07-11_154108

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта