...
Главная » Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения

Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения

автор Юрий Петрович
173 просмотры

Для начинающих баянистов одной из главных трудностей является адаптация к инструменту. Развитие техники игры невозможно без правильного выбора положения тела и настройки самого инструмента. Со временем, по мере музыкального роста, ученики находят собственную удобную позицию, которая отражает их творческую индивидуальность. Формирование «постановки рук», как и поиск комфортной посадки музыканта, происходит в процессе привыкания к особенностям игры на баяне.

Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обученияПод «постановкой рук» подразумевается способность рук свободно менять положение и двигаться во время исполнения. Любое движение требует физического усилия, поэтому важно, чтобы руки находились в естественном, расслабленном состоянии. Это означает, что во время игры они должны легко перемещаться по клавишам, а пальцы — находить удобные позиции для выполнения как художественных, так и технических задач, не выходящих за пределы их возможностей.

По словам Н. Метнера, руки во время игры должны чувствовать себя комфортно и свободно, так же как слух наслаждается музыкой. Чтобы достичь такой свободы, нужно развивать особое ощущение: ученик должен научиться «чувствовать» свои руки, понимать, как работают пальцы, и находить удобные движения. Если этого не происходит, руки могут стать скованными, что помешает игре. Поэтому важно с самого начала обучения закладывать правильные и естественные движения.

Первый этап обучения — самый важный. Он становится основой для всех будущих знаний и навыков. От того, как ученик усвоит базовые принципы игры, зависит его дальнейший прогресс. Это требует от преподавателя особого подхода и продуманной методики. Учитель должен выстраивать процесс обучения последовательно: начинать с простых вещей и постепенно переходить к более сложным. Важно дать ученику не только практические навыки, но и теоретические знания в логическом порядке.

В отличие от скрипачей или вокалистов, которые годами работают над постановкой рук или голоса, баянисты кажутся менее сосредоточенными на этом аспекте. Однако правильная постановка игрового аппарата на начальных этапах обучения крайне важна. Она влияет на способность музыканта выразить художественный замысел, избежать напряжения и развить технические навыки. Постановка баяниста включает три ключевых элемента: посадку, расположение инструмента и положение рук.

При работе над посадкой нужно учитывать особенности исполняемой музыки, психологические и физиологические характеристики ученика (например, рост, длину рук, ног и строение корпуса). Инструмент подбирается с учетом возраста и физических данных обучающегося. Правильная посадка обеспечивает устойчивость корпуса, свободу движений рук, помогает сосредоточиться и настроиться эмоционально.

Идеальная посадка – это та, которая удобна для исполнителя и позволяет ему двигаться свободно, а инструменту оставаться устойчивым. Грамотная установка баяна – это только часть успеха; важно, чтобы музыкант и инструмент действовали как единое целое. В процессе игры задействовано все тело: движения обеих рук, дыхание (которое должно быть ритмичным, так как физическое напряжение может нарушить его) и работа с мехами. Для извлечения звука требуются два действия – нажатие клавиш и управление мехами, что делает взаимодействие всех элементов особенно важным.

Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения

Все методические пособия и школы игры на баяне подчеркивают важную связь между ведением меха и звучанием инструмента, включая его громкость. Однако начинающие баянисты часто допускают ошибку: они пытаются добиться более громкого звука за счет сильного нажатия на клавиши, не уделяя должного внимания правильному ведению меха. Это приводит к напряжению мышц и общему дискомфорту, что негативно влияет как на технику, так и на психологическое состояние музыканта. На самом деле, одна из главных особенностей баяна заключается в том, что сила звука не зависит от силы нажатия на клавиши — это позволяет экономить физические усилия музыканта.

Современная методика преподавания рассматривает постановку как комплекс условий для успешной игры на баяне. Эти условия включают три основных аспекта: посадку, установку инструмента и положение рук. В популярных учебных пособиях подробно описываются все три компонента.

Например, авторы рекомендуют слегка наклонять инструмент вперед, чтобы обеспечить удобное положение левой руки, при котором 4-й и 5-й пальцы могут легко работать с основным рядом кнопок. По мнению экспертов, слишком сильный наклон верхней части корпуса баяна к груди мешает дальнейшему использованию 5-го пальца на основном и дополнительном рядах.

Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обученияОднако на начальном этапе обучения перед учеником стоят другие задачи, такие как освоение правой клавиатуры, развитие зрительного и тактильного восприятия ее расположения. Поэтому установка инструмента должна быть адаптирована именно под эти цели, а не под будущее использование 5-го пальца.

Когда придет время применять этот палец, ученик уже будет готов самостоятельно настроить баян с оптимальным наклоном, поскольку к тому моменту он научится находить нужные клавиши осязательно. А пока же, чтобы облегчить процесс обучения, можно временно держать инструмент с небольшим наклоном к груди — это позволит ученику иногда контролировать свои движения, глядя на клавиатуру.

Такое временное решение не помешает развитию навыков в будущем, но поможет быстрее освоить основы. Это похоже на то, как тренер по плаванию использует спасательные средства в начале обучения, зная, что потом от них можно отказаться. Любое временное отступление от строгих правил допустимо, если оно помогает учащемуся сосредоточиться на ключевых задачах, а не бороться с искусственно созданными трудностями. Конечно, педагог может корректировать движения ученика во время занятий, но поскольку большую часть времени ученик занимается самостоятельно, важно дать ему возможность комфортно практиковаться без лишних препятствий.

Важно понимать, что начинающие баянисты часто стремятся контролировать свои действия самостоятельно. Если ученику нужно иногда подглядывать на клавиатуру, это не проблема, если только это не становится постоянной привычкой. Однако стоит обратить внимание на одну распространенную ошибку: многие новички при сжатии меха поддерживают гриф правой рукой.

Это может привести к нежелательным последствиям, если вовремя не исправить ситуацию. Часто такая ошибка возникает из-за слишком длинных плечевых ремней инструмента, на котором ученик занимается дома. Чтобы избежать трудностей, важно заранее устранить любые помехи, которые могут замедлить обучение и отвлекать внимание ученика.

Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обученияЧто касается постановки правой руки, то следует помнить, что нет единой «правильной» позиции для нее. Главное — чтобы рука находилась в естественном положении во время игры, без лишнего напряжения или изгиба в запястье. Это обеспечивает свободу движений пальцев и кисти в любой момент времени. Свобода движений зависит от нескольких факторов:

1. **Логичность аппликатуры** — удобство расположения пальцев на клавишах.
2. **Координация движений** — согласованность работы пальцев, кисти и всей руки.
3. **Смена напряжения и расслабления мышц** — чередование нагрузки и отдыха.
4. **Скорость мышления и контроль действий** — способность ученика представлять и контролировать свои движения в заданном темпе.

Рекомендация от автора статьи
Юрий Петрович
Учитель музыки, руководитель оркестра баянистов

Из этих факторов особенно важен четвертый, поскольку он влияет на точность исполнения. Без осознанного контроля невозможно действовать правильно, даже если техника или аппликатура выбраны верно. Нарушение этого принципа приводит к скованности и зажатости. Например, если ученик играет быстрее, чем может осознанно контролировать свои действия, это вызывает внутреннее напряжение, которое отражается на исполнительском аппарате.

Постоянное напряжение мышц опасно еще и тем, что даже во время пауз они остаются напряженными, так как внимание уже переключается на следующие движения. Чтобы предотвратить усталость и зажатость, важно давать мышцам короткий отдых. Это можно сделать, переключая внимание на другие группы мышц, например, снимая пальцы с клавиатуры вместе с кистью и расслабляя их. Такие движения можно выполнять во время пауз между фразами или цезур. Таким образом, «дыхание» мышц должно соответствовать «дыханию» музыки.

Наконец, нельзя требовать от ученика сразу всего. Постепенный подход к обучению гораздо эффективнее. В начальный период обучения главное — не конечный результат, а формирование правильных навыков и прочное усвоение теоретических знаний. Для педагога важно сосредоточиться на развитии отдельных движений, приемов и действий, которые станут основой будущего мастерства учащегося.

 

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.