Воспитание, Статьи        18 февраля 2017        280         Комментариев нет

Песенки-потешки

Начиная с самых первых, элементарных движений, многие действия ребенка сопровождаются песенками, которые называются потешками, или забавлялками. Ими взрослые утешают ребенка, развлекают его, с их подачи приучают к более сложным играм. Потешки начинаются с колыбели, «как только ребенок начнет различать свою маму».
Исследователь детских игр Е. Покровский в капитальной работе «Детские игры, преимущественно русские» связывает первые формы детских игр с первой же необходимостью в движениях.
Мелодии песенок — потешек обычно очень просты, представляют собой сочетание нескольких звуков, которые повторяются согласно тексту забавлялки.Потешки неотделимы от игры с пальцами, с руками, ножками ребенка, они же сопровождают и различные движения, которые делает ребенок сам или с помощью взрослых: метание, валяние на ноге, потягивание ручек, первые шаги и т д. Иногда они выполняются и без определенных движений, например, когда нужно успокоить плачущего ребенка, или рассмешить его. Типичная в таких случаях забавлялка «Не плачь, куплю калач».
Воздействие забавлялок совсем противоположное тому, что оказывают колыбельные. Песенки — потешки должны веселить, развлекать ребенка, возбуждать его, делать бодрым. Поэтому и форма их отличается от певучих и монотонных колыбельных. Это скорее не песни, а стихотворные речитативы с быстрым ритмом, шутливо-юмористическим содержанием; они не поются, а приговариваются, произносятся речитативом в ритме определенного действия, движений, которые при этом выполняются.

В песнях-потешках ярко проявляется импровизация. К сожалению, примеры импровизированных забавлялок не записаны. Трудность записи в том, что тут надо быть или невидимым свидетелем, или постоянным, привычным спутником матери, няньки, иначе женщина не будет естественной в своих действиях и вряд ли сможет напоказ создать нечто яркое и интересное. К. Чуковскому приходилось слышать такие импровизации матери. Интересные примеры он приводит в книге «От двух до пяти».


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Женщина в порыве любви, нежности к своему ребенку вдруг начинает приговаривать раньше ей неизвестные слова, которые образуют собой стихотворение: у них есть и ритм, и рифма. Чуковский, приводя эти, как он их называет, «бутики» (по первому слову в стихотворении), означают, что такое словотворчество характерно для многих матерей и может быть вызвано различными, самыми, казалось бы, незначительными причинами.

«Женщина, — пишет он, — в своих речах, обращенных к ребенку, начинает проявлять тягу к стихотворному ритму — особенно в такие времена, когда она остается с ребенком одна». Этому явлению Чуковский придает большое значение. " Потому что, сама того не замечая, каждая мать почти всем своим обращением к ребенку невольно придает если не чисто стихотворную, то речитативом форму, которая хотя и не влияет на форму первого детского лепета, но все же приучает ребенка к восприятию ритмов ".
Многим из нас, наверное, приходилось хоть раз в жизни быть свидетелем таких ритмично-организованных материнских словообразований.

Кроме импровизированных, есть много потешек с укрупнённым закрепленным текстом, если можно так сказать, канонизированных, которые в разных вариантах сочетаются с определенными движениями. Очень условно можно выделить особые группы потешек: при игре с пальцами и ручками ребенка; при игре с ножками; потешки, сопровождающиеся щекотанием, поглаживанием и т.д .; наконец, забавлялки, при исполнении которых ребенка качали на ноге, имитируя езду на лошади.
Наиболее расширенными при игре с руками являются потешки «Лады-лады-ладоши». Сначала взрослые берут ребенка за ладошки и в такт песенке хлопают ими. Тем временем ребенок сам начинает это делать при первых же словах забавлялки.Одна из распространенных и известных потешек — щекотание козой. Пальцами руки, поставленными как рожки, мать или няня щекочет ребенка. Это сопровождается песенкой-речитативом:
Шли козы рогатые, богатые:
 — Кого попадает, тому — забодает!

Приведенными примерами песенок-потешек не исчерпывается их богатство. Как и весь детский фольклор, это один из наиболее жизнеспособных и производительных видов народного творчества, который не тратит своего значения в разные времена. Содержание и тематика потешек неразрывно связаны с кругом интересов ребенка. Они знакомят ребенка с окружающей жизнью, открывают перед ним мир звуков, движений, красок. Они дают детям первые практические навыки, через потешки они усваивают моральные и трудовые нормы и понятия.

По композиции потешки также неоднородные, как неодинаковы те действия, которыми они сопровождаются. Одни из них построены в форме вопросов и ответов, другие — монолог матери, некоторые представляют собой переходные формы к драматизированным народным произведениям.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта