Уроки музыки        27 сентября 2011        1275         Комментариев нет

Поем шепотом

Золотая осень. Так называемое «бабье лето». Нынче оно на удивление затянулось. На небе ни облачка. Тепло, словно летом. Вот тебе и Сибирь-матушка. Непредсказуема. Сама себе на уме. Хорошо в школьном парке. Так бы и сидел здесь до конца рабочего дня. Но… Недовольно рявкнул школьный звонок, предупреждая об окончании большой перемены. Еще один урок музыки в школе.

Третий класс. Хорошие детишки, любознательные. Любят петь, но своеобразно, по принципу «я стою, пою в хору, все орут, и я ору». Прямым указанием петь потише их не прошибешь. Ищу обходные пути. Предлагаю спеть куплет известной песни шепотом. В игру включаются сразу. Затихают, еле шевелят губами. На следующем куплете чуть увеличивает громкость, на третьем – еще чуть-чуть. Таким образам прошлись по трем динамическим градациям вокруг piano.

2015-03-28_233605С этим классом ухо нужно держать востро. Если их постоянно не удерживать от громкого пения, то последствия могут быть плачевными: слишком велико у них желание переорать друг друга. Добившись тихого звучания, мы с третьим классом убили сегодня двух зайцев: научились контролировать силу звука и за счет пения на piano улучшили строй. Дети стали слушать при пении не только себя, но и других, выравнивать свое пение по динамике и интонации относительно всего класса. Результат, в принципе, хороший.

Однако велико опасение, что через неделю все придется начинать сначала. Еще бы часок занятий с ними на этой неделе. Тогда бы полностью закрепились полученные на уроке навыки регулирования громкости звука.

Да, времени на уроке катастрофически не хватает. Сами посудите: школьный академический час — 45 минут. Делим его на три направления, которые должны быть отражены в уроке:

  • 15 минут – слушание музыки и ее анализ. Сюда же можно отнести и изучение творчества великих композиторов.
  • 15 минут – музыкально-теоретические основы с изучение нотной грамоты.
  • 15 минут – работа над вокально-хоровыми навыками, разучивание и повторение песен, всевозможные упражнения, сольфеджирование.

Кроме всего перечисленного детям и поиграть хочется. Представляете, как нужно сплющить учебный материал, чтобы втиснуть его в академический час? И что из этого получается?

Подстраиваясь под программы, учителя из года в год учатся сжимать материал до минимума, вырабатывают для себя скоростные методы разучивания песен на уроке, придумывают экспрессивные методы подачи теории. В итоге песни, исполняемые классным хором, не звучат, теория – одни вершки, слушание и анализ музыки – поверхностны. А вопрос о полноценном музыкальном воспитании школьников по-прежнему остается вопросом.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта