Уроки музыки        01 октября 2011        1629         Комментариев нет

Слушаем музыку на уроке

Постоянное слушание музыки учит школьников видеть прекрасное в жизни и в музыкальном искусстве, прививает у них любовь к музыке. Гармония звуков погружает детей в сказочный, волшебный мир музыкальных образов. Знакомясь с разными по содержанию музыкальными сочинениями, ученики набирают опыт сравнения и анализа. У них вырабатываются первые представления о жанрах и их особенностях, о музыкально-выразительных средствах.

2015-03-28_224454Дети начинают словами излагать свое отношение к тому или иному произведению. Ребенок пытается для себя выстроить модель музыки, используя для этого все больше и больше элементов. Процесс достаточно сложный, но это и есть начало воспитания у школьников художественного вкуса и культуры слушания. Кроме того, слушание (особенно активное!) интенсивно развивает музыкальные способности детей.

Важно, чтобы в словарном запасе учеников появлялось как можно больше оценочных слов. Учите детей говорить о музыке, выражать свое отношение к ней, рассказывать о чувствах, переживаниях, возникающих при слушании музыкальных произведений.

Младшие школьники очень чутко реагируют на музыку, с большим удовольствием слушают ее. Пока для них это красивые, увлекающие звуки. А вот связать впечатления, ощущения, переживания с жизнью, с обычной действительностью они еще самостоятельно не могут. Учитель музыки должен научить детей этому. Осознанное восприятие и анализирование музыкального произведения, связь его с жизнью – к этой цели должен идти учитель вместе с учениками.

Слушание музыки сквозным действием лучше провести через весь урок. Сделать это довольно просто. Я делаю на каждый урок музыкальные фрагменты, заставочки, звуки, шумы, соответствующие теме урока. Такую работу я начал несколько лет назад. Было вначале много неразберих, пауз, накладок. Но со временем музыкально оформление урока вылилось в достаточно стройную систему.

Все слова, все мысли, высказанные на уроке, подкрепляются конкретным материалом. Пользуюсь при этом баяном, синтезатором, компьютером.

Начиная разучивать песню с младшими школьниками, я показываю ее сам под инструмент, затем слушаем ее запись в чьем-то другом исполнении. Если такой записи не находиться (очень редко), то я забиваю нотный текст в программу Finale (музыкальный редактор), получая в нем высококачественную цифровую версию музыки песни.

Такое разнообразное слушание песни активизирует внимание детей. Они получают возможность сделать слуховое сравнение. Это в свое время благотворно скажется на выразительности, эмоциональности исполнения.

Я заметил, что если отделить слушание музыки от остальной части урока, внимательность, заинтересованность учеников процессом слушания. Особенно в 1-2 классах. 2-3 минуты и дети начинают отвлекаться, утомляться, внимание рассеивается.

А вот если слушать музыку или музыкальные звуки раза 3-4 за урок, да по разному поводу, да добавить к слушанию музыкальные игры под инструмент (тоже ведь слушание!), то внимание учеников можно удерживать на протяжении урока.

Пассивное слушание музыки утомляет малышей очень быстро. Но стоит им предложить слушать музыку стоя, покачиваясь в такт или дирижируя, порог утомляемости отодвигается в десятки раз. А если дать детям задание пофантазировать под музыку в движении, то… Младшие школьники могут фантазировать таким образом часами.

Кроме уроков музыки я веду в школе уроки ИЗО. Во время выполнения детьми творческих заданий по рисунку обязательно включаю негромко спокойную классическую музыку. Такое слушание также полезно и в какой-то мере работает на развитие музыкально-слуховых данных детей. Нет, я не хочу сказать, что мои уроки музыки идеальны. На самом деле проблем, порою, возникает столько, что они захлестывают, сводят на нет все мое моделирование уроков.

Можно, конечно, плыть по течению, слепо следуя календарно-тематическому планированию. Критская, Наумов, Алеев хорошо поработали для нас, разжевали весь учебный материал, разложили по полочкам. Бери – пользуйся! Но будет ли здесь творчество?

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта