Главная » Работа над интервалами

Работа над интервалами

автор Юрий Петрович
377 просмотры

Целью данной работы является попытка систематизировать накопленный педагогический опыт работы по освоению интервалов, так как именно в ней закладываются основы гармонического и мелодического слуха ребенка, что во многом определяет его дальнейшее развитие в музыкальной школе, поможет в домашнем музицировании, повлияет и на развитие их музыкального вкуса.

Работа над интервалами

Работа с интервалами широко представлена в методической литературе: Т.А. Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио», Т. Сиротиной «Музыкальная азбука», учебно-игровое пособие Л. Н. Лехиной «Путешествие в страну интервалов», «Неправильное сольфеджио» О. П. Камозиной, методические работы по изучению интервалов А. Островского, В. Кирюшина, Л. Масленковой, С. Оськиной, Д. Парнес, Е. Осколовой. Л. Алексеевой. Авторы названных работ указывают разнообразные пути освоения интервалов на различных этапах обучения. Следует отметить, что любая методика требует индивидуального подхода и понимания, учитывая возраст и интересы учащихся.

Основными принципами обучения детей в ДМШ являются последовательность, постепенность и доступность, что напрямую связано с физиологическими процессами (ощущением звуковысотности, координацией слухового и голосового аппаратов, дифференциацией созвучий, развитием слухового внимания, музыкальной памяти и т. д.) Доступность изучения должна быть связана с возрастными особенностями учащихся. Исходя из этого, этапы работы над интервалами следует распределить по возрастным этапам, по классам, с учетом их логической последовательности и постепенности.

Формы работы с интервалами должны быть систематическими, построенными на постепенном усвоении интервалов, от простого к сложному. Упражнения должны быть методически правильными в соответствии с возрастными особенностями детей для непрерывной тренировки слуховых представлений.

Формами работы с интервалами могут быть следующие:

  • «интервальные» песенки, построенные на определенном интервале;
  • прослушивание музыкальных произведений, построенных на выразительном звучании какого-либо интервала;
  • дидактические игры;
  • определение интервалов на слух;
  • вокальная работа с интервалами (сольное и ансамблевое пение интервалов);
  • игра интервалов на инструменте;
  • построение интервалов от звука и в ладу.

На первых уроках немаловажно усвоить гармоническую и мелодическую природу звучания интервала через конкретный образ. На данном этапе в освоении интервалов помогут краткие песенки-попевки, сочиненные на каждый интервал или заимствованные из пособий других сольфеджистов, музыковедов, например, ч.1: русские народные песни «Андрей-воробей», «Тетка богатка»; м2 и б2: Е.Л.  Осколова. «Комарик», «Мотылек», русская народная песня «Не летай, соловей»; м3 и б3: Е.Л. Осколова. «Котик серенький», «Зайчик беленький», Р. Паулс «Неразумное желание»; ч.4: Е.Л. Осколова «Смелый рыцарь», А.В. Александров Гимн РФ; ч.5:  Е.Л. Осколова «Пастух», Х. Вольфарт «Квинты поют»; б.6 и м.6: Л. Бекман «В лесу родилась елочка», Е.Л. Осколова. «Туман над рекой»; м.7 и б.7: Е.Л. Осколова «Я с горки качусь», «Сосна на горе», А.Е. Варламов. «Горные вершины»; ч.8: Е.Л. Осколова. «У Жирафа длинная шея», Е.П. Крылатов «Кабы не было зимы»; тритон: Ю. Щуровский «Черный ворон».

Еще по теме  Должностная инструкция педагога дополнительного образования при реализации ФГОС

В работе над интервалами целесообразно применять дидактические игры, например: 1 игра – дети раскладывают карточки с музыкальным зоопарком у себя на столе. Играется какой-то интервал и дети, узнав его, показывают соответствующую карточку, сказав его музыкальное название. Если они его не узнали, то все вместе вспоминают песенку этого героя и поют ее.

2 игра – с ведущим. По считалке среди детей выбирается ведущий. Все дети выходят к доске и получают карточку с героем музыкального зоопарка. Услышав и узнав интервал, ведущий должен подойти к тому, кто держит эту карточку. Если ведущий отгадывает правильно, то становится на его место. А этот ребенок становится новым ведущим.

3 игра – «Спускаемся в подземелье». Герои нашего зоопарка долго бродили по горам да долам и наконец-то подошли к волшебному озеру (можно сыграть целотонную гамму в низком регистре). Педагог сообщает, что кто-то не побоялся спуститься вниз и искупаться в волшебных водах этого озера. Играется первый интервал, дети выкладывают картинку перед собой на парту. Так играется 3 – 4 интервала. Затем проверяем все вместе, кто же за кем спускался.

4 игра – «Поднимаемся на крышу к Карлсону». Игра аналогичная предыдущей, только герои поднимаются на крышу, чтобы посмотреть, когда же выглянет солнце и можно было бы посмотреть на прекрасное голубое небо.

5 игра – «Подпиши цифру».  На нотной строке доски пишутся интервалы от разных нот. Детям предлагается определить какой это интервал, сосчитав ступеньки от нижнего звука интервала до верхнего и, написать цифру под интервалом. Дети встают друг за другом, переходят от одного интервала к другому, передавая мел друг другу, подписывая интервалы. А все вместе потом могут назвать название каждого интервала.

6 игра – «Построй верхний этаж». Эту игру можно проводить с магнитиками на доске, когда все дети смогут сразу в ней поучаствовать. На доске написаны ноты 1 октавы, от которых необходимо построить вверх интервал, написанный цифрой под этой нотой.

7 игра – «Построй нижний этаж». Эта игра аналогична предыдущей, только на доске выписаны ноты второй октавы, от которых нужно построить интервалы вниз.

Еще по теме  Краткая история классической музыки. Введение

8 игра – «Игра в мяч». Эта игра используется при изучении и построении интервалов. Педагог держит в руках небольшой мяч. Называя первую ноту, педагог кидает мяч ученику. Поймав мяч, ребенок должен назвать вторую ноту интервала, то есть мысленно его построить, и кинуть мяч обратно.

9 игра — «Игра на клавиатуре». На столе перед каждым ребенком лежит картонная клавиатура, на которой пальчики ставим сначала на секунду, потом – терцию и так далее, называем ноты без тоновой величины интервала. Сначала делаем это в медленном темпе, потом – в быстром.

10 игра – аналогична предыдущей игре, только на клавиатуре фортепиано. Называя и пропевая звуки какого-либо интервала, дети слушают его звучание в разных регистрах.  Освоение интервалов невозможно без вокальной работы, которая включает в себя:

  1. пение и определение интервалов в одноголосных мелодиях;
  2. пение интервалов по цепочке; пение интервалов на два голоса;
  3. пение одного из голосов в интервальной цепочке;
  4. пение интервалов из интервальной цепочки только вверх;
  5. пение интервалов из интервальной цепочки только вниз;
  6. спеть разрешение тритона, прозвучавшего в исполнении педагога на инструменте;
  7. пение педагогом второго голоса к детским прибауткам, различным по звуковому составу;
  8. пение канонов на два голоса;
  9. пение мелодий на два голоса;
  10. пение однородных интервалов с игрой сначала на картонной клавиатуре, позже – на клавиатуре фортепиано, называя ноты.

Важным этапом при изучении темы «интервал» является работа над интонированием в ладу. Практика показывает, что чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные слуховые представления.

Опираясь на ладовую систему в работе с интервалами, следует начинать с наиболее удобных, простых ступеневых взаимоотношений. Интервалы на устойчивых ступенях: от I вверх – ч.5, ч.8, б.3 в мажоре, м.3 в миноре; от V вверх – ч.4, б.6 в натуральном мажоре, м.6  в  миноре; от III вниз – б.3 в мажоре, м.3 в миноре, м.6 вверх в мажоре, б.6 в миноре; от неустойчивых ступеней сначала проще освоить интонацию м.2 вверх от VII, интонацию м.3 от VII вверх или от II вниз, интонацию б.6 от II вверх и т.д.

При изучении интервалов важное значение имеет работа над их слуховым анализом, которая содержит следующие разделы: определение интервалов в мелодическом звучании; определение интервалов в гармоническом звучании; определение интервалов в музыкальных отрывках с усложнением прохождения интервалов; определение интервалов в интервальных цепочках в ладу; определение интервалов между голосами в двухголосных нотных фрагментах.

Еще по теме  Восприятие музыки детьми. Продолжение. 3 часть.

При выполнении слухового анализа гармонических интервалов следует направить внимание учащихся на три пункта: определить по звучанию консонанс или диссонанс; определить, пропевая от основания к вершине, расстоянии между звуками – узкий или широкий; определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики.

Прохождение интервалов невозможно без игры на инструменте.  Весьма эффективными являются следующие типы заданий: сыграть от звуков «интервальные дорожки», проговаривая названия интервалов; сыграть от звуков вверх заданные интервалы; сыграть интервальную цепочку в другой тональности; сыграть верхний голос интервальной цепочки, спев нижний голос; сыграть нижний голос интервальной цепочки, спев верхний голос; сыграть 2 – 3 разных интервала по секвенции вверх (вниз); сыграть однородные интервалы по секвенции вверх (вниз); сыграть увеличенную кварту с разрешением по секвенции вверх (вниз); сыграть уменьшенную квинту с разрешением по секвенции вверх (вниз). Необходимым элементом изучения темы «Интервалы» является   развитие навыка их построения.

В первом классе строим так называемые «скелеты» интервалов, «интервальные дорожки». Во втором классе, детально прорабатывая тон и полутон, строим от ноты вверх и вниз м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8. В 3 классе знакомимся с м.6, б.6, м.7, б.7, ладовым тяготением в интервалах, разрешением неустойчивых интервалов в устойчивые. В четвертом и пятом классах изучаем обращение интервалов, строим тритоны с разрешениями в натуральном мажоре и гармоническом миноре.

Возможные задания на построение интервалов от звука и в ладу: дописать верхний звук интервала; дописать нижний звук интервала; раскрасить цветным карандашом на нотной строчке заданный интервал; построить интервалы на предложенных ступенях лада; построить интервалы по цепочке, начиная от заданного звука; найти ошибки в построенных интервалах и исправить их; найти ошибки в обозначении интервалов и исправить их; найти в мелодии заданный интервал и обозначить его.

Таким образом, в работе над интервалами можно использовать разные приемы и методы. Главной целью должно быть желание педагога заинтересовать, доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного возраста.

Рыжкова Татьяна Альбертовна, преподаватель музыки МОУ «Арсинская СОШ»

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.