Главная » Рок-опера «Юнона и Авось»

Рок-опера «Юнона и Авось»

автор Юрий Петрович
200 просмотры

Продолжим знакомство с жанром рок-оперы в отечественном музыкальном искусстве. В рок-опере «Юнона и Авось» композитору А. Рыбникову удалось добиться органичного синтеза этого современного жанра с национальными культурными традициями и подлинными историческими событиями. В этом произведении сочетаются различные стили: элементы классической оперы, характерная для рок-музыки манера исполнения, религиозные, популярные эстрадные жанры.  Давайте рассмотрим, почему это стало возможным?

Рок-опера «Юнона и Авось»

На этом уроке

Вы узнаете:

∙        Что популярная музыка способна выражать серьёзные чувства, мысли и идеи.

∙        Историю создания первой русской рок-оперы «Юнона и Авось».

∙        На каких реальных событиях основан её сюжет.

∙        Что такое «диалог культур».

Вы научитесь:

∙ Слышать элементы различных музыкальных традиций внутри целостного музыкально-театрального действия.

Вы сможете:

∙   Увидеть, какие современные формы могут принимать жанры религиозной музыки, фольклора, романса.

∙    Провести смысловые параллели между событиями русской истории и современностью.

Ключевые слова

Рок-опера, традиции, фольклор, романс, духовная музыка, музыкальная драматургия

Рок-опера  соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.

Вслед за грандиозным успехом произведения Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос – Суперзвезда» рок-оперы заняли прочное место на сценах музыкальных театров всего мира. Сочинения в этом жанре появились и в нашей стране. Мелодии из рок-опер Александра Журбина, Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова звучат на российской концертной эстраде, по ним снимаются фильмы, ставятся музыкальные спектакли.

В произведениях этих композиторов тесно переплетены традиции отечественной классики и различные направления рок-культуры. Злободневные вопросы современности в них перекликаются с символизмом древних мифов, историей и литературой, религией и философией…

«Юнона и Авось» — это первая и самая известная рок-опера на российской сцене. Её авторы – композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский. В постановке танцевальных номеров спектакля принимал участие известный балетмейстер Владимир Васильев.

Премьера «Юноны и Авось» в начале 80-х годов XX века стала заметным событием в музыкальной культуре нашей страны. С тех пор вот уже несколько десятилетий постановка режиссёра Марка Захарова, успешно идёт на подмостках Московского театра имени Ленинского комсомола (Театр «Ленком»).

Еще по теме  Краткая история классической музыки. Классицизм

Алексей Рыбников учился композиторскому искусству у А. И. Хачатуряна, воспитавшего в своём ученике свободу художественного мышления. В его мелодиях часто слышались непривычные для советских композиторов того времени отголоски «западного рока». Но в многочисленных интервью композитор подчеркивал, что в случае «Юноны и Авось» речь идёт не о копировании западных образцов, а о феномене русского искусства. В этом произведении композитору удалось соединить традиции русской духовной музыки, элементы фольклора, популярной «городской» культуры и классической оперы.

Впервые в этой рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Причем православные молитвы в соответствии с сюжетом сочетались с католическими песнопениями. У Рыбникова получился настоящий диалог культур, в котором пересеклась православная духовность с миром западной цивилизации.

В основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось» легла поэма Андрея Вознесенского. В ней повествуется о любви русского путешественника Николая Резанова и юной Кончиты Аргуэлья – дочери испанского коменданта Сан-Франциско. История большой любви, для которой нет преград и расстояний, переплетается с темами искренней веры и верности Отечеству.

Граф Николай Резанов – реальное историческое лицо. Это выдающийся русский путешественник, государственный деятель и патриот Отчизны. Вознесенский показывает нам главного героя человеком чести, ищущим смысл жизни, мечтающим о высоких идеалах. Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отечеству, и намерен пуститься в дальнее плавание. Он надеется  установить торговые отношения с далекой Америкой. Веря лишь в русское «авось», он пишет многочисленные прошения государю императору. Граф предлагает направить корабли к берегам другого континента для упрочения славы и мощи России. И, наконец,  получает высочайшее соизволение.

Преодолев океанские просторы,  на двух шхунах: «Юнона», название которой  посвящено  древнеримской богине материнства и семьи, и «Авось» – граф Резанов пришвартовывается у берегов Калифорнии.  (Реальное путешествие состоялось в 1806 году. В  это время Калифорния была испанской колонией.  И в опере многие диалоги звучат на испанском языке…). По случаю шестнадцатилетия дочери коменданта Сан-Франциско здесь готовится бал. Сорокалетний мореплаватель – в числе почётных гостей. Он приглашает на танец юную Кончиту, и любовь с первого взгляда вспыхивает между ними. Это – переломный момент в опере.

Еще по теме  Новые разработки уроков музыки

После обручения с Кончитой Резанов спешит в Россию за разрешением жениться на католичке. Но на обратном пути он заболевает и умирает от сильной простуды.

Композиция спектакля стройна и логически последовательна. Рок-опера состоит из Пролога, трёх основных частей и Эпилога. Части называются «Россия», «Америка», «Возвращение».

В Прологе главенствует молитвенное начало, пение плакальщиц, погребальный колокольный звон, элементы знаменного распева.  Уже здесь прозвучит первый раз лирическая тема «Ты меня никогда не забудешь» и монолог Резанова в виде свободного речитатива,  декламации.

Во II части задействованы иные интонационные пласты.

Простая, бесхитростная тема «Белый шиповник» напоминает песни средневековых трубадуров, мелодии времён рыцарских замков и турниров за любовь прекрасной дамы. Но там, где расцветает любовь – рождается и ревность. Жених Кончиты не в силах помешать происходящему… Экспрессия рока в полную мощь выливается в сцене его дуэли с графом.

Лирическая кульминация спектакля заставляет вспомнить  жанр русского романса. Словно предчувствуя неотвратимость расставания, герои исполняют пронзительно-проникновенный дуэт «Ты меня никогда не забудешь».

В III части возвращаются молитвенные интонации и вновь звучит исступлённый монолог главного героя.

«Боже, почему я должен умереть?» — вопрошает Иисус в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера.

«Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял?» — вторит ему  граф Резанов.

Крик души о смысле жизни…

Ответом на него становится финальный хор «Аллилуйя» — как символ великой любви, знак обретения того, ради чего действительно стоит жить. Эпилог оперы-мистерии «Аллилуйя» − музыкальное пиршество прекрасных мелодических линий. Сольные фразы подхватывают хор и оркестр: «Аллилуйя, любви, Аллилуйя…»

Благодаря символичным мизансценам, особой эстетике сценического пространства рок-опера «Юнона и Авось» напоминает об операх-мистериях эпохи модерн, о блестящих оперных проектах В. Э. Мейерхольда, музыкально-драматических спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской. Режиссёру Марку Захарову удалось соединить воедино великолепную игру и пение актеров, изысканную, символичную пластику, светомузыку и пиротехнические эффекты. «Юнона и Авось» — удивительное сочетание традиций западной рок-музыки, русских церковных песнопений и поэтичного гимна любви.

Еще по теме  Скрытые возможности психики и инструментальная педагогика

 Ответьте на вопросы и выполните задания

Найдите в интернете и посмотрите видеозапись рок-оперы «Юнона и Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли и любую современную постановку. Сравните их между собой. Какой вариант спектакля показался вам более интересным?

Разучите и спойте песню-романс «Ты меня никогда не забудешь»

Каким жанрам наиболее близка рок-опера?

−    Опера

−    Балет

−    Мюзикл

−    Оперетта

−    Кантата

Рок-опера это:

−      Опера трагедийного содержания.

−      Музыкально-сценический жанр, сочетающий основные признаки оперы и стиля рок-музыки.

−      Музыкально-сценический жанр, не имеющий общих черт с оперой, развивающийся по своему собственному пути и соответствующий стилю рок-музыки.

Ниже перечислены названия некоторых знакомых вам музыкально-сценических произведений. Найдите среди них рок-оперы и подчеркните их названия.

−        «Иван Сусанин»

−        «Золушка»

−        «Спящая красавица»

−        «Анюта»

−        «Иисус Христос — Суперзвезда»

−        «Кошки»

−        «Юнона и Авось».

Композитор – создатель рок-оперы «Юнона и Авось»:

−          Александр Журбин

−          Эдуард Артемьев

−          Алексей Рыбников

Кто из отечественных поэтов является автором поэмы, которая легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось»?

−          Евгений Евтушенко

−          Андрей Вознесенский

−          Роберт Рождественский

В каком году состоялось реальное путешествие, ставшее основой сюжета рок-оперы «Юнона и Авось»?

В какую страну хотел проложить путь граф Николай Петрович Резанов?

На каком иностранном языке звучат многие номера рок-оперы «Юнона и Авось»?

Сколько действий в рок-опере «Юнона и Авось»? Как они называются?

В каком действии звучит песня «Белый шиповник»?

На сцене какого театра была впервые поставлена рок-опера «Юнона и Авось»?

В чём сходство и в чём различие произведений Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос – Суперзвезда» и А. Рыбникова «Юнона и Авось»?

Материал подготовила учитель музыки

 ГБОУ СОШ №349 г.Санкт-Петербурга

Окользина Вера Ивановна

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.