...
Главная » Рок-опера «Юнона и Авось»

Рок-опера «Юнона и Авось»

автор Юрий Петрович
3 177 просмотры

Продолжим знакомство с жанром рок-оперы в отечественном музыкальном искусстве. В рок-опере «Юнона и Авось» композитору А. Рыбникову удалось добиться органичного синтеза этого современного жанра с национальными культурными традициями и подлинными историческими событиями. В этом произведении сочетаются различные стили: элементы классической оперы, характерная для рок-музыки манера исполнения, религиозные, популярные эстрадные жанры.  Давайте рассмотрим, почему это стало возможным?

Рок-опера «Юнона и Авось»

На этом уроке

Вы узнаете:

∙        Что популярная музыка способна выражать серьёзные чувства, мысли и идеи.

∙        Историю создания первой русской рок-оперы «Юнона и Авось».

∙        На каких реальных событиях основан её сюжет.

∙        Что такое «диалог культур».

Вы научитесь:

∙ Слышать элементы различных музыкальных традиций внутри целостного музыкально-театрального действия.

Вы сможете:

∙   Увидеть, какие современные формы могут принимать жанры религиозной музыки, фольклора, романса.

∙    Провести смысловые параллели между событиями русской истории и современностью.

Ключевые слова

Рок-опера, традиции, фольклор, романс, духовная музыка, музыкальная драматургия

Рок-опера  соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на массового слушателя.

Вслед за грандиозным успехом произведения Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос – Суперзвезда» рок-оперы заняли прочное место на сценах музыкальных театров всего мира. Сочинения в этом жанре появились и в нашей стране. Мелодии из рок-опер Александра Журбина, Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова звучат на российской концертной эстраде, по ним снимаются фильмы, ставятся музыкальные спектакли.

В произведениях этих композиторов тесно переплетены традиции отечественной классики и различные направления рок-культуры. Злободневные вопросы современности в них перекликаются с символизмом древних мифов, историей и литературой, религией и философией…

«Юнона и Авось» — это первая и самая известная рок-опера на российской сцене. Её авторы – композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский. В постановке танцевальных номеров спектакля принимал участие известный балетмейстер Владимир Васильев.

Премьера «Юноны и Авось» в начале 80-х годов XX века стала заметным событием в музыкальной культуре нашей страны. С тех пор вот уже несколько десятилетий постановка режиссёра Марка Захарова, успешно идёт на подмостках Московского театра имени Ленинского комсомола (Театр «Ленком»).

Алексей Рыбников учился композиторскому искусству у А. И. Хачатуряна, воспитавшего в своём ученике свободу художественного мышления. В его мелодиях часто слышались непривычные для советских композиторов того времени отголоски «западного рока». Но в многочисленных интервью композитор подчеркивал, что в случае «Юноны и Авось» речь идёт не о копировании западных образцов, а о феномене русского искусства. В этом произведении композитору удалось соединить традиции русской духовной музыки, элементы фольклора, популярной «городской» культуры и классической оперы.

Впервые в этой рок-опере прозвучала церковная музыка, обогащённая звуками синтезаторов. Причем православные молитвы в соответствии с сюжетом сочетались с католическими песнопениями. У Рыбникова получился настоящий диалог культур, в котором пересеклась православная духовность с миром западной цивилизации.

В основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось» легла поэма Андрея Вознесенского. В ней повествуется о любви русского путешественника Николая Резанова и юной Кончиты Аргуэлья – дочери испанского коменданта Сан-Франциско. История большой любви, для которой нет преград и расстояний, переплетается с темами искренней веры и верности Отечеству.

Граф Николай Резанов – реальное историческое лицо. Это выдающийся русский путешественник, государственный деятель и патриот Отчизны. Вознесенский показывает нам главного героя человеком чести, ищущим смысл жизни, мечтающим о высоких идеалах. Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отечеству, и намерен пуститься в дальнее плавание. Он надеется  установить торговые отношения с далекой Америкой. Веря лишь в русское «авось», он пишет многочисленные прошения государю императору. Граф предлагает направить корабли к берегам другого континента для упрочения славы и мощи России. И, наконец,  получает высочайшее соизволение.

Преодолев океанские просторы,  на двух шхунах: «Юнона», название которой  посвящено  древнеримской богине материнства и семьи, и «Авось» – граф Резанов пришвартовывается у берегов Калифорнии.  (Реальное путешествие состоялось в 1806 году. В  это время Калифорния была испанской колонией.  И в опере многие диалоги звучат на испанском языке…). По случаю шестнадцатилетия дочери коменданта Сан-Франциско здесь готовится бал. Сорокалетний мореплаватель – в числе почётных гостей. Он приглашает на танец юную Кончиту, и любовь с первого взгляда вспыхивает между ними. Это – переломный момент в опере.

После обручения с Кончитой Резанов спешит в Россию за разрешением жениться на католичке. Но на обратном пути он заболевает и умирает от сильной простуды.

Композиция спектакля стройна и логически последовательна. Рок-опера состоит из Пролога, трёх основных частей и Эпилога. Части называются «Россия», «Америка», «Возвращение».

В Прологе главенствует молитвенное начало, пение плакальщиц, погребальный колокольный звон, элементы знаменного распева.  Уже здесь прозвучит первый раз лирическая тема «Ты меня никогда не забудешь» и монолог Резанова в виде свободного речитатива,  декламации.

Во II части задействованы иные интонационные пласты.

Простая, бесхитростная тема «Белый шиповник» напоминает песни средневековых трубадуров, мелодии времён рыцарских замков и турниров за любовь прекрасной дамы. Но там, где расцветает любовь – рождается и ревность. Жених Кончиты не в силах помешать происходящему… Экспрессия рока в полную мощь выливается в сцене его дуэли с графом.

Лирическая кульминация спектакля заставляет вспомнить  жанр русского романса. Словно предчувствуя неотвратимость расставания, герои исполняют пронзительно-проникновенный дуэт «Ты меня никогда не забудешь».

В III части возвращаются молитвенные интонации и вновь звучит исступлённый монолог главного героя.

«Боже, почему я должен умереть?» — вопрошает Иисус в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера.

«Когда ж взойдет, Господь, что Ты посеял?» — вторит ему  граф Резанов.

Крик души о смысле жизни…

Ответом на него становится финальный хор «Аллилуйя» — как символ великой любви, знак обретения того, ради чего действительно стоит жить. Эпилог оперы-мистерии «Аллилуйя» − музыкальное пиршество прекрасных мелодических линий. Сольные фразы подхватывают хор и оркестр: «Аллилуйя, любви, Аллилуйя…»

Благодаря символичным мизансценам, особой эстетике сценического пространства рок-опера «Юнона и Авось» напоминает об операх-мистериях эпохи модерн, о блестящих оперных проектах В. Э. Мейерхольда, музыкально-драматических спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской. Режиссёру Марку Захарову удалось соединить воедино великолепную игру и пение актеров, изысканную, символичную пластику, светомузыку и пиротехнические эффекты. «Юнона и Авось» — удивительное сочетание традиций западной рок-музыки, русских церковных песнопений и поэтичного гимна любви.

 Ответьте на вопросы и выполните задания

Найдите в интернете и посмотрите видеозапись рок-оперы «Юнона и Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли и любую современную постановку. Сравните их между собой. Какой вариант спектакля показался вам более интересным?

Разучите и спойте песню-романс «Ты меня никогда не забудешь»

Каким жанрам наиболее близка рок-опера?

−    Опера

−    Балет

−    Мюзикл

−    Оперетта

−    Кантата

Рок-опера это:

−      Опера трагедийного содержания.

−      Музыкально-сценический жанр, сочетающий основные признаки оперы и стиля рок-музыки.

−      Музыкально-сценический жанр, не имеющий общих черт с оперой, развивающийся по своему собственному пути и соответствующий стилю рок-музыки.

Ниже перечислены названия некоторых знакомых вам музыкально-сценических произведений. Найдите среди них рок-оперы и подчеркните их названия.

−        «Иван Сусанин»

−        «Золушка»

−        «Спящая красавица»

−        «Анюта»

−        «Иисус Христос — Суперзвезда»

−        «Кошки»

−        «Юнона и Авось».

Композитор – создатель рок-оперы «Юнона и Авось»:

−          Александр Журбин

−          Эдуард Артемьев

−          Алексей Рыбников

Кто из отечественных поэтов является автором поэмы, которая легла в основу либретто рок-оперы «Юнона и Авось»?

−          Евгений Евтушенко

−          Андрей Вознесенский

−          Роберт Рождественский

В каком году состоялось реальное путешествие, ставшее основой сюжета рок-оперы «Юнона и Авось»?

В какую страну хотел проложить путь граф Николай Петрович Резанов?

На каком иностранном языке звучат многие номера рок-оперы «Юнона и Авось»?

Сколько действий в рок-опере «Юнона и Авось»? Как они называются?

В каком действии звучит песня «Белый шиповник»?

На сцене какого театра была впервые поставлена рок-опера «Юнона и Авось»?

В чём сходство и в чём различие произведений Э. Л. Уэббера  «Иисус Христос – Суперзвезда» и А. Рыбникова «Юнона и Авось»?

Материал подготовила учитель музыки

 ГБОУ СОШ №349 г.Санкт-Петербурга

Окользина Вера Ивановна

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.