Рок на западе и у нас. Заметки

У западной рок музыки в принципе имеются те же проблемы, что и у наших, вот только у них почему-то получается, а у наших- ни хрена. Буржуины точно так же и самоделках играли, и самопально писались, и концерты себе сами устраивали (те же Мотли Крю, или Моторхэд).

Вот к примеру, у Велвет Андеграунд, вместо барабанов были вообще коробки и ящики, а Брайан Мэй играл на самопальной гитаре. Шам 69 – все записи делали на бытовой магнитофон, точно так же, как и Даймонд Хэд. Пинк Флойд для записи песни Мани – использовали барабан от стиральной машины и садовый гравий. Роллинги, вместо студии использовали обычный бассейн и рабочую бытовку в виде бочки, а свои первые альбомы писали в моноварианте.Рок на западе и у нас. Заметки
Прежде чем стать супер – пупер – мега звёздами, на которых работает толпа людей (манагеров, промоутеров, и т.д.) Все эти звёзды, пахали с ночи до утра, жили перебиваясь с хлеба на воду и были вынуждены на всём экономить, а музыку создавали не чета нашим.

Наши просто тупо пытались играть совершенно чужую для нас музыку. Они копировали и передирали, но не создавали. И да, поэтому у нас упор на текст, а не на музыку. Рок – музыка, – это музыка буржуйская, вот хоть ты тресни. Другие традиции, другой мелос, другое мировоззрение в конце – концов и глупо сравнивать – мы просто разные.

Рок — это явление западное замешанное на блюзе, кантри, джазе и ещё много чего не русского – главное ритм и драйв.

В России была крепка традиция музыки с лирическим рисунком, мелодичной с упором на глубокий и вдумчивый текст. Если не очень разнообразна по форме, то невероятно богата по содержанию. Высоцкий, Галич, Окуджава, Евтушенко это вам не Брюс Спрингстин или Леонард Коэн (хотя они пытались)! На западе стихи перестали быть пустым наполнителем только с приходом Дилана и битников, а до этого либо «я люблю тебя, а ты меня» или «мы оба любим господа бога» и т.п.

Подражание рокерам запада у нас иногда было очень и очень качественное (Магнетик Бэнд Гуппара Грапса, например), но это всё же вторично и сегодня звучит не искренне, ведь нет смысла слушать копию, когда под рукой оригинал.

Конечно база и продюсирование в Союзе либо отсутствовали, либо были не для всех. Но пробивались ростки – как здорово звучит Юрий Антонов 70-80-х даже сегодня. Реально круто записан. Или Тухманов. Могли ведь!!! Самопальные подвальные андеграундные музыканты по сути сами себя и вели, но даже мною любимые Кино или Алиса по музыке конечно далеко не оригинальны.

Совсем не сбрасываю со щитов Русский Рок, шансон или попсу. Даже Ласковый Май нашел свою аудиторию, а значит это было не зря.

Если на западе появлялся хоть какой то приличный музыкант, его брали под рученьки-импрессарио, лейблы, фирмы грамзаписи и держали, пока он приносил деньги, иногда (редко, но все же было-давали волю играть и петь, но опять же, что бы в перспективе были доходы). У нас-сам делай гитару, сам собирай группу в каком-нибудь Дк, про это не пиши, про то не пой, а играй на том, что дед Макар даст. У нас как всегда весь рок на героизме…

И что мы хотим от отечественных рокеров, которых власть прямо и косвенно давила десятилетиями, запрещая, игнорируя, делая вид, что рок музыки в принципе в мире не существует? Об этом в свое время очень верно спела “Алиса” в своем хите “Все это рок-н-ролл”.
Массовый слушатель, лишенный возможности слушать в широком доступе лучшие образцы мировой рок музыки, тоже из-за этого был очень непритязательным, был рад услышать хоть что-нибудь, там уже не до “качества” – сравнивать особо было не с чем.

Вот и получается, что отечественный рок у нас существовал не благодаря существующей власти, а вопреки ей, борясь за свое существование и выживая.

Скажем спасибо, что в итоге хоть такая рок музыка у нас есть.

И, кстати, что касается текстов, то лучшие отечественные группы дадут фору 95 процентам западных “звезд”, в этом-то никакого отставания не было.

Российские музыканты были очарованы вызовом, который бросал рок советской действительности и не заметили и не замечают, что они глубоко вторичны и совсем немузыкальны, плохо и не интересно импровизируют, не напрягаются по поводу мелодики, аранжировки, “ритмического узора” и мало кто озабочен вокалом или еще чем-то профессионально музыкальным. И у нас есть талантливые люди и группы, но спрос на них смехотворный.Рок на западе и у нас. Заметки
У нас с джазом боролись, а рок как раз и вырос из джаза. Ну и изначальная установка — заработать, а это — ресторан, значит — лабухи! А для приблатненной публики достаточно и МУРКИ — гоните ваши рублики! Т.е. ни о какой “музыке” речи быть не может! На западе, конкретно, в Англии конца 60-х, начала 70-х рок вылился в эпидемию, был, буквально, музыкальный взрыв, группы появлялись как грибы после дождя…Это, конечно, уникальное Явление! Поэтому о нем до сих пор и говорят.

Есть такая наука — психолингвистика. Язык влияет на менталитет. Английский язык более бедный, чем наш — великий, могучий, прекрасный…Это действительно так, это очевидно…Если переводить английскую прозу и поэзию на русский — очень многое зависит от переводчика.
Западный рок — музыканты “догоняют” мысль музыкой, слов не хватает, поэтому музыка сумасшедшая, невероятная, просто восхитительная! Даже у таких музыкантов, как скажем Саймон и Горфанкел вроде бы нет какого-то особенного инструментария, но тональность голосов сама музыка бьет в эмоциональную сферу.

У наших исполнителей велика сила слова, музыка отходит на второй план… Ну на самом деле, какая разница! И наши, и не наши прекрасны, они сделали великое дело, много чего нам донесли и объяснили.

Да нельзя в принципе сравнивать западный рок и русский. Это — два разных жанра. Как нельзя сравнивать Достоевского с Жюль Верном. Или “Окна Роста” Маяковского с американскими комиксами.

Сейчас нет проблем с записью, инструментами, с репетиционной базой и прочим. А музыки, как не было, так и нет. Все уже придумано на Западе. И наши доморощенные рокеры, как не пыжатся от собственной значимости, но ничего нового не выдают. За редким исключением. Конечно новые формы надо искать в народной музыке и идти этим путем, а не копировать западные образцы. Если бы во времена становления рок-музыки в нашей стране музыканты развивались от родных истоков, то мы имели бы сейчас качественно другую музыку.

К профессии музыканта и актёра — развлекателя (энтертейнера) на Западе, традиционно всегда относились с не меньшим уважением, чем к “серьёзным” ремеслам. В отличие от Руси, где в середине прошлого тысячелетия не то что не было цехов музыкантов, как на Западе — на скоморохов при Иване Грозном чуть не с собаками охотились.Рок на западе и у нас. Заметки

Притом, что церковные хоры были обязательны в каждом храме. Поэтому музыка академическая (“служение высокому”, филармонии как некая замена церквей в период атеизма при советской власти) в СССР прижилась и достигла достаточно высокой конкурентоспособности на мировом рынке, а музыка светская — как были аутсайдерами в СССР (феномены-экзоты вроде” Песняров” не в счёт), так и сейчас остаёмся.

Так получилось, что мощный вал афро американского начала в популярной музыке (регтайм, блюз, джаз, ритм-энд-блюз, рок) разбивался о мощную стену цензуры и закрытые границы Советской России. Ну, мы помним, “сегодня он играет джаз…” борьба со стилягами и т. д, списки запрещённых рок-групп… Причём что смешно: американских негров (пардон, афроамериканцев) жалели, как угнетенный класс и всячески морально поддерживали, но от всего истинно негритянского в музыке цензоры приходили в тихий ужас.

Возможно, тут ещё и политика после войны роль сыграла, когда Советы со Штатами жили в конфронтации. Поэтому с ритмом у русских сейчас имеются проблемы, как у музыкантов, так и у слушателей, а вся популярная музыка сейчас основана на афро американских, частично, латиноамериканских ритмах. (Куба, Бразилия).

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.