Урок музыки имеет свою особую атмосферу и организацию. С точки зрения последовательности действий — пение, слушание, творческие задания, учитель может свободно составлять урок в зависимости от акцента темы и своего индивидуального видения. Важно, чтобы каждое мероприятие было подготовлено, логично представлено и реализовано.
Для успешного выполнения заданий учителю необходимо создать в музыкальном классе атмосферу, способствующую творческой активности, свободе и артистизму, терпимости и коллективной эмпатии. На уроке особенно важно найти баланс между задачами интеллектуального типа (наблюдение, анализ) и эмоционально-художественными проявлениями с определенным преобладанием последних.
Первый класс
- Пение.
Певческая деятельность в первом классе определяется несколькими основными чертами. С одной стороны, оно отражает процесс социализации ребенка в школьной среде и его умение работать в команде. С другой стороны, это определяется индивидуальным психологическим отношением к желанию и возможностям самовыражения. В этом смысле особенно важна роль учителя, который должен уметь создавать атмосферу терпимости и предрасполагать детей с меньшими певческими способностями к участию в коллективном исполнении песен.
С точки зрения формирования и развития певческих навыков необходимо сделать упор на развитие голоса, стабилизацию интонации, расширение диапазона, четкую дикцию, легкость пения. И последнее, но не менее важное — это, конечно, художественное исполнение песни, в пределах возможностей детей, используя в основном выразительность темпа и динамики. Педагог должен дать возможность выразить в исполнении песен спонтанную детскую артистичность и эмоциональность, воссоздать характер музыки.
- Прослушивание музыки.
Основными задачами, связанными с этим занятием в первом классе, являются систематическое и целенаправленное развитие навыков слушания, дифференциация и анализ различных шумовых и звуковых примеров, отслеживание и всестороннее прослушивание музыкального отрывка, а также развитие навыков слушания с определенными задачами.
Развитие указанных навыков слушания также связано с целенаправленным обучением с первого урока соответствующему поведению слушателя. Выбранные примеры для прослушивания бывают нескольких основных разновидностей: дидактические — шумовые и звуковые примеры, метроритм, звуковые картинки; жанр — представление изучаемых жанров в исполнении разных ансамблей; иллюстративное — знакомство с изученными элементами музыкального выражения.
- Творческая деятельность. Сочинение.
Музыкально-творческие задания зависят от двух условий: наличия врожденных музыкальных способностей и накопления слухового опыта. В первом классе цель заданий этого типа — вызвать у детей творческую активность и дать им возможность свободно обращаться с привычными шумовыми и звуковыми средствами, используя их соответствующим образом в зависимости от поставленной задачи. Таковы примеры наложения эффектов на шумовые фрагменты и звуковые картинки.
Осведомленность о метре как циклическом повторении сильных и слабых долей и ритме как чередовании коротких и длинных звуков — обязательные этапы подготовки к упражнениям. Композиция ритма и ритмического сопровождения может быть успешно достигнута путем построения ритмических паттернов (последовательностей короткой и длинной тональной длительности) и их свободного сочетания.
Требования к профессиональной подготовке учителя музыки
В преподавании музыки в начальной школе совершенно недопустимо дилетантство. Учитель должен профессионально разбираться во всех вопросах музыкального воспитания младших школьников, владеть методиками постановки голоса, уверенно владеть музыкальным инструментом, разбираться в вопросах общей педагогики и т.д.