Проблема жанра в современном музыковедении одна из наиболее актуальных. В научной литературе жанровые группы выделяются в соответствии с различными оценками: исполнительским составом (жанры вокальные, инструментальные, смешанный, сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые), местом исполнения музыки и ее назначением (концертные, театральные, культовые, уличные). Наиболее последовательно понятие жанра разработано в работах советских музыковедов В.Цукермана и А.Сохара.
Выделяются первичные (бытовые) жанры, которые принадлежат к сфере жизненного содержания: песня, танец, марш и другие и имеют конкретно-прикладные функции. Вторичные (профессиональные) жанры, появившиеся в результате развития и дифференциации музыкального академического искусства в творчестве композиторов разных эпох: миниатюра, сюита, симфония и др.
Один из определяющих критериев жанровой классификации — жизненное предназначение, содержание музыкального произведения. В соответствии с этим критерием можно выделить следующие жанровые группы: декломационные, сигнальные, моторные(т.е. маршевость или танцевальность), медитативные. Эти группы объединяют все богатство и разнообразие музыки разных стран и народов.
В соответствии с характером выражения содержания жанры делятся на лирический, элегический и драматический. Характерной чертой эпической музыки является отсутствие субъективности в раскрытии содержания, экспозиционность. Лирическая музыка, напротив, отличается ярким субъективным характером, яркой личной эмоциональной окраской музыкального содержания. Для музыки драматической присуща особая приподнятость, напряженность чувств.
Жанр в музыке выступает как типизированное содержание, которое воплощается через типизированные средства музыкальной выразительности. Понятие жанра имеет исторический, национально-очерченный характер (например, танцевальные жанры — менуэт, вальс, рок-н-ролл; полька, болеро, мазурка). Жанровый анализ является необходимым компонентом комплексного системного анализа музыки устной и письменной традиций.
Стилевой — анализ стилевых признаков, которые доступны для наблюдения в каждом конкретном музыкальном произведении.
Инструментальная музыка художественно яркое своеобразное ответвление творческой деятельности русского народа. Основная форма проявления инструментальной музыки наигрыш. Наиболее распространенные формы бытования русской народной инструментальной музыки: сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, пение под музыку.
Одной из специфических особенностей бытования русской народной инструментальной музыки является неразрывная взаимосвязь ее с обрядами, праздниками, домашним бытом, трудом. Воздействие условий бытования сказывается на формировании репертуара. Эстетические критерии звучания народных музыкальных инструментов одна из отличительных стилевых черт традиционной инструментальной культуры. Яркий, четкий, точный, звонкий, «открытый», тембр музыкальных инструментов при игре «для людей» и более скромный, лирический при игре «для себя».
Связанная, подобно другим видам устного народного творчества с самыми разными сторонами деревенской жизни, традиционная инструментальная музыка передает богатство оттенков чувства народа и является, прежде всего, выражением праздничного мироощущения и мировосприятия, носителем и возбудителем жизнерадостного настроения. Эта определяющая эмоционально психологическая черта инструментальной музыки глубоко осознаются самим народом. Общепризнанная мысль о ее веселой, праздничной природе находится в высказываниях самих музыкантов: «Играем, чтобы было весело, радостно всем и каждому», «Играем для увеселения себя и всех».
Интересно, что изредка исполняя скучные, грустные песни, музыканты меняют их минорный лад на мажорный, поскольку «так веселее, а значит и красивее. Даже, если на инструменте играют «для себя» (не для людей), говорят, что чувствуют не только наслаждение и душевный покой, но и прилив здоровья и бодрости.
Основными обрядами семейно-бытового цикла, где звучит инструментальная музыка, являются крестины и свадьба. Подчеркнем, что народные музыкальные инструменты, как носители праздничного, жизнерадостного начала, никогда не используются в погребальном обряде. Не разрешается играть на музыкальных инструментах и во время религиозных постов: пасхального, Рождественского и др.
Сравнение русской народной инструментальной музыки с инструментальной музыкой других народов мира (славян, народов Востока и Средней Азии) говорит о том, что здесь нет музыки для слушания под нее поют, танцуют, двигаются, или она просто выполняет служебные (сигнально-коммуникативную, трудовую и т.д.) функции. Инструментальная музыка органично связана для людей с разнообразными сферами жизнедеятельности (собирательство, охота, лесные работы и т.д.), с большинством календарные-земледельческих и семейно-бытовых обрядов, с театрализованными играми, забавами, танцами, банкетами, посиделками.
Основные жанры народной инструментальной музыки можно разделить на три больших слоя. К первому принадлежат наигрыши сигнальные и звукоподражательные, которые собственно музыкой не считаются. Это своеобразные звуковые «зарисовки с натуры», которые чаще носят развлекательный характер: «Как ветер в поле играет», «Как пастух трубит», «Как мать с дочерью на свадьбе плачут» и т.д.
Второй слой, самый большой, объединяет музыку песенных жанров «языковой динамики», содержание которых обусловлено текстом песен, которые разыгрываются на инструменте. Фактически любой инструментальный наигрыш это инструментальное изложение мелодии какой-либо песни.
Таким образом, русская народная инструментальная культура выступает как культура песенного типа. В основе наигрышей всегда лежат образцы известных музыканту песен. Интересно, что даже танцевальные наигрыши всегда исполняются с частушками. При этом, традиционная инструментальная музыка принципиально отличается по образно-эмоциональным содержанию от музыки песенной. Здесь нет драматизма, излишней эмоциональной напряженности.
Она имеет более узкие пределы образно-эмоционального содержания, для которого характерны танцевальность, шутка, теплая лирика. Своей открытой праздничностью, кругом образов, которые обусловлены всегда оптимистичным мировоззрением, инструментальная музыка принципиально отличается от музыки песенной, в которой много тем лирических, даже, драматических, как, например, баллады, батрацкие, сиротские и женские песни, похоронные причитания.
По наблюдениям многих исследователей, процесс создания инструментальной версии песни начинается с ее припоминания, так как «если не будешь петь, то не сможешь играть». Таким образом, как для певца текст не существует без напева, так для музыканта наигрышей нет без первоисточника. Если инструмент не позволяет музыканту петь (как, например, дудка), он сначала обязательно споет хотя бы строфу или куплет, чтобы всем было понятно «о чем дудка скажет».
Инструментальные наигрыши группы песенных жанров в свою очередь делятся на те, которые закреплены за определенным обрядом и обрядово не приуроченным. Такая дифференциация соответствует общепринятой классификации русского песенного фольклора.
Третья большая жанровая группа инструментальной музыки, принадлежит к жанрам движения. Она объединит танцы и марши. Если в музыке песенных жанров главенствуют интонационные, структурно-композиционные и др. средства музыкальной выразительности соответствующие слову, то в музыке жанров движения танцевальные или другие двигательные действия.