Вот простой пример, который хорошо иллюстрирует разницу между знаниями и умениями, которые дает сегодняшняя школа, и компетенциями: для управления машиной водителю нужны знания правил дорожного движения, устройство машины, навыки нажатия педалей и рычагов. Но этого не достаточно, чтобы хорошо ездить в большом городе — здесь нужны компетенции.
В дополнение, требования современного мира заключается в том, чтобы водитель одинаково комфортно чувствовал себя на улицах Лондона, Москвы и Нью-Йорка. Водителю будет необходим целый комплекс компетенций: языковых, информационных, межкультурных.Вывод напрашивается сам: компетенции приобретаются через действия. Поэтому и качество образования должно оцениваться тем, что наш ученик может делать. А качественный урок в современном понимании – это организованная учителем деятельность учащихся по приобретению ключевых компетенций.
Ключевые компетенции, по определению, данному в Рекомендациях Европарламента и Совета Европы, — это система знаний, умений и ценностного отношения, нужна для жизни в современном обществе. К этой системе еще добавляется критическое мышление, креативность, умение решать проблемы, принимать решения, умение управлять своими эмоциями и т. д.
Ключевые компетенции — это критерии, определяющие качество обучения. А качество обучения в сегодняшних документах Евросоюза рассматривается, как минимум, из трех перспектив:
Индивидуальная перспектива:
— полноценность (завершено формирование) лица;
— социальная инклюзивность и активная гражданственность;
— трудоустройство (занятость), карьера.
Перспектива для общества:
— конструктивная демократия.
Перспектива рынка труда:
— навыки для инноваций.
Совет Европы и Европарламент разработали Рамочные установки, которые выделяют восемь групп ключевых компетенций, необходимых для самореализации, социальной сплоченности и возможности трудоустройства в современном обществе знаний:
- Владение родным языком;
- Общение на иностранных языках;
- Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии;
- Компьютерная (информационная) письменность;
- Освоение навыков обучения;
- Социальные и гражданские компетенции;
- Новаторство, инициативность и предприимчивость;
- Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.
На основе «Рекомендации Европарламента и Совета Европы о ключевых компетенциях обучения в течение жизни », каждая страна может составить свой список ключевых компетенций. Например, Чехия определила шесть групп ключевых компетенций, согласно которым и оценивает качество обучения.
О компетентностном подходе в педагогическом сообществе говорится давно, но точные рамки и формулировки не определены. Каждый учитель может (и должен!) сам решить, на что он должен обратить внимание, чтобы ученики приобретали соответствующие времени и нужные для самореализации качества.
Недаром же говорят, что ни одна образовательная реформа не состоялась без изменения в сознании учителя.