Статьи        02 февраля 2017        463         3 комментария

Этнические аспекты школьного музыкального образования

Под непрерывным этническим музыкальным образованием школьников подразумевается раскрытие им сведений и знаний о национально-региональной музыкальной культуре, видах и способах этномузыкальной деятельности с опорой на имеющийся этнический музыкальный опыт, многоуровневое формирование и закрепление навыков и умений восприятия и исполнения лучших произведений национальной музыки своего и других народов через систему «семья – ДОУ – школа – УДО».  Этномузыкальное образование в современных школах – целенаправленный педагогический процесс, который направлен на формирование национального музыкально-эстетического сознания учащихся, на углубление народной культуры, развитие этномузыкальных данных в процессе освоения народных музыкальных традиций.Естественно, все эти понятия находятся в тесной взаимосвязи, и эффективность этнического музыкального образования в школах будет зависеть от организации музыкального воспитания на основе прочного союза всех перечисленных структурных элементов многоуровневого непрерывного национально-регионального музыкального образования. И обучение школьников при этом должно нести развивающий характер, где учтены личностные особенности детей и закономерности их музыкально и общего развития.

На основе анализа системного и целостного подходов в непрерывном этномузыкальном образовании детей в условиях современной школы (через преемственность урочной, внеурочной, внешкольной и семейной музыкальной деятельности ребёнка), а также результатов педагогического эксперимента, мы пришли к выводу, что положительные результаты этномузыкального образования школьников проявляются в непосредственном применении ими в реальной жизни полученных знаний, умений и навыков, которые становятся частью жизни, потребностями, интересами в области их духовного и этноличностного становления.  В качестве примера могу назвать учебную работу с детскими ансамблями школы и Дома культуры. Это ансамбль баянистов «Кнопочки баянные», ансамбль гармонистов «Гармошечка», ансамбль флейтистов «Дударики». Эти детские коллективы уже почти пять лет ведут интенсивную учебную и концертную деятельность, успешно выступают на фестивалях и конкурсах. Практически весь учебный и концертный репертуар ансамблей построен на народных мелодиях, а также современных их обработках. Освоение народного репертуара — прекрасная техническая и психологическая школа.Самое главное расширенный этномузыкальный фон – это не только подсознательное накопление этномузыкального опыта, но и системное включение обучающихся в опыт этнокультурно значимых для них мероприятий. А ненавязчивое пополнение школьной музыкальной жизни образцами этномузыкальных традиций поставляет ребятам необходимый материал, чтобы держать себя «наготове», позволяя своему мышлению «обратиться» к этномузыкальным образам в любой момент. Проблема взаимодействия семейного и школьного музыкального воспитания имеет сегодня значимую актуальность, так как через совместные усилия этих социальных институтов есть превосходная возможность успешно разрешать проблему этноличностного становления и этнокультурного воспитания ребёнка.Для результативности этого процесса нужно наладить в школах родительский всеобуч по проблемам этномузыкального образования, который поможет этноличностному становлению не только учеников, но и родителей. Главными формами обучения могут быть:  родительские собрания и конференции;  всевозможные консультации;  научно-методические семинары;  вечеров, по возрождению национальных праздников и обрядов с использованием народных способов музицирования, по созданию домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и т.д.. В научно- методической литературе, в передовой педагогической практике прослеживается личностный подход в воспитании детей и молодёжи. Данные тенденции затронуты и в ряде важных документов, принятых в области культуры, образования, социальной и молодёжной политики, в которых затрагиваются и проблемы организации дополнительного образования детей и подростков, создания необходимых условий для их самовыражения и самореализации.Интерес к культуре, истории, традициям регионов в последнее время значительно вырос. Наблюдается повышенный интерес к истории и культуре краёв, областей и республик: создаются фольклорные коллективы, пишутся программы и проводятся курсы по краеведению, этнографии, природе и культуре народов, в том числе и музыкальной.  Для этого во многих регионах России делается немало. Создаются этнокультурные центры, где главной задачей ставится формирование национального самосознания детей через приобщение их к духовной и материальной культуре народов региона проживания. В программы развития центров вводятся многоступенчатые уровни приобщения детей к родному языку, национальной музыкальной культуре, народно-прикладному искусству, начиная с раннего возраста. В центрах укрепляется учебно-методическая и материально-техническая база обучения детей, где первой ступенью является «дошкольная», предусматривающая осуществление преемственности в образовательных программах ДОУ и УДО по использованию национально-регионального компонента в художественно-эстетическом воспитании детей. На высшей стадии своего развития культура межэтнического общения предполагает ощущение и осознание общности и единства всех народов Земли, формирование широкого цивилизованного мышления, что мы и вкладываем в это понятие и его решение через этномузыкальное просветительство детей и подростков в УДО. Как видим, задачи стоят перед учителями музыки и музыкальными педагогами весьма и весьма серьезные. Но... У нас все как обычно: происходит замена живого общения с музыкой на обычную говорильню. И в конечном итоге красивые и правильные слова о высоком назначении национального искусства остаются лишь словами.А ведь все мы прекрасно знаем, что русский музыкально-поэтический фольклор, национальное инструментальное музицирование и хореография не прекращали своего существования на протяжении веков, благодаря талантливым танцорам, музыкантам, певцам-сказителям , самому народу, который из поколения в поколение передавал памятники народного искусства через праздники, обряды, быт, и сегодня важно сохранить это богатство для следующих поколений, прежде всего – через систему массового музыкального воспитания . Сегодня важно вернуть к истокам и традициям национальной культуры всех детей, а не только одаренных (в рамках проводимых республиканских, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, олимпиад, смотров художественной самодеятельности), научить их «говорить» и «думать» в музыке на своем родном языке.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Такой подход явится надежной основой этномузыкального образования подрастающего поколения, формирования его этноличностных качеств, подготовки к жизни с учётом современных социальных и этнокультурных явлений. Одной из современных тенденций в жизни общества является значительный рост интереса к фольклору и традиционной обрядности, к истории своего края.  Профессиональное искусство, выросшее на традициях народного творчества, стало явлением международного значения. Русская народная и профессиональная музыка, живопись, хореография общепризнанно являются органической частью мировой художественной культуры.

Ещё по теме

Обсуждение: 3 комментария
  1. Алиса:

    Как я поняла, коллективы на фотографиях ваши. И сколько же у вас занимается детей. Действительно потрясающее явление. Музыкальная школа или ДШИ? Я смотрю у вас и инструменты и костюмы. Кто вас финансирует?

    Ответить
    1. Юрий:

      Да, это коллективы, с которыми я занимаюсь. У меня есть еще ансамбль флейтистов «Дударики». Участники этого ансамбля играют на блок флейтах. Дети осваивают блок флейту очень быстро и вполне прилично исполняют на несколько партий народные и классические произведения. Кроме этого я руковожу ансамблем гитаристов. Ансамбль называется «Сердолик». В ансамбле 16 девчонок с 7 по 11 класс. Направление — туристическая, бардовская песня. У нас не музыкальная школа и не ДШИ. Лишь один мой ансамбль «Кнопочки баянные» принадлежит к Дому детского творчества, остальные — гармонисты, флейтисты и гитаристы являются клубными формированиями при ДК. Конечно же, нас никто не финансирует. Инструменты добываю банальным попрошайничеством — через газеты, социальные сети. Таким способом добыл около тридцати баянов и гармоней. Естественно, инструменты требуют ремонта, чем и занимаюсь на досуге, которого практически нет. С костюмами тоже проблемы. Единственный и последний раз нам шили костюмы четыре с половиной года назад. За это время дети подросли и занимается у меня их в два раза больше. Короче... Позитивного в моей работе очень мало. Создается такое впечатление, что моя работа никому не нужна...

      Ответить
  2. Алиса:

    Тут я с вами не соглашусь. Вы занимаетесь полезным и нужным делом. Дети за это вам скажут спасибо. У нас вот тоже масса проблем — инструменты, костюмы и т.д. Как и везде.

    Но больше всего убивает государственная политика(вернее, политика министерства образования) в отношении музыкального воспитания. Ведь невооруженным глазом видно, как создаются условия для развала остатков. Меня, да и многих моих коллег, бесят современные программы по музыке для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений дополнительного образования. В них есть абсолютно все, только не настоящая музыка. Сегодня мы совершаем музыкальное воспитание детей без музыки, подменяя живую музыку, живые ощущения разговорами о них. И уже начинаем пожинать плоды — абсолютная бездуховность, безнравственность и т.д.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта