Школьный оркестр        01 февраля 2017        450         Комментариев нет

Системный подход к музыкальным занятиям

Владение любым музыкальным инструментом дает музыкальное и культурное развитие детей. Серьёзная заинтересованность в обучении игре на инструменте появляется в тех случаях, когда владение инструментом расширяет жизненные интересы детей, способствует самовыражению, позволяет утвердиться в творчестве и профессиональной деятельности. Образовательная программа , по которой занимается детский ансамбль баянистов «Кнопочки баянные» относится к художественно-эстетической направленности, является одной из составляющей комплексной программы музыкального воспитания. В течение четырех  лет в  ансамбле «Кнопочки баянные» сложилась система ансамблевого обучения  игре на баяне, аккордеоне, гармони.20150426_105842Многие годы данная система коллективного обучения пользуется спросом не только в  ансамбле, но является популярной и престижной для обучающихся детских объединений Красноярского края и некоторых коллективов из других регионов России. Данная система обучения коллективной игре на музыкальных инструментах явилась результатом многолетней работы. Меня многие критиковали и критикуют сейчас за столь простую методику занятий, за упрощение многих теоретических аспектов музыкального обучения. Но перед явными результатами метода пасуют даже самые ярые критики-теоретикиДети начинают играть уже на 3-4 занятии и полноценно вливаются в коллектив ансамбля. В соответствие современным требованиям в систему постоянно вносятся дополнения и изменения. В последнее время интерес к владению народными инструментами повысился, опять становится модным исполнение народных песен и романсов.

Пропаганда национальной культуры, народных традиций и праздников, проведение конкурсов баянистов способствуют поддержанию интереса молодежи к игре на данных инструментах. Освоение программы позволяет создать условия для эстетического воспитания детей, средствами музыки, накопления исполнительского опыта и самоопределения. Баян имеет полный хроматический звукоряд в клавиатуре правой руки, а аккордеонэто баян с готовыми аккордами в левой руке. Поэтому содержание обучения игре на этих инструментах имеет очень много общего. Обучающиеся, как правило, должны освоить программу для одного инструмента, но это не исключает овладение и вторым инструментом. Содержание имеет концентрическое построение. Содержание составляют разделы: из истории музыкального искусства, музыкальная грамота, школа игры на баяне (аккордеоне), работа над репертуаром, концертная деятельность, подведение итогов (аттестация), которое на каждом году обучения углубляется и расширяется. Важнейшей стороной индивидуальных занятий является развитие творческих способностей обучающихся, воспитание самостоятельности, проявление инициативы, совершенствование исполнительского мастерства. Музыкальное обучение и воспитаниеэто огромный труд ума и души.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Темп развития каждого ребенка индивидуален, поэтому за педагогом остается право, с учетом возраста, интереса, возможностей и способностей детей, корректировать учебный материал и музыкальные произведения, ускорять или замедлять темп подачи материала. Для детей, проявивших особые способности, разрабатывается индивидуальный маршрут обучения. Музыкальное образование, являясь важным направлением эстетического воспитания, способствует понимать и ценить прекрасное в действительности и в искусстве, формирует потребность участвовать в создании этого прекрасного.

Цель программы и моей системы обучения в целом: создание условий для творческой самореализации, социального, культурного и профессионального самоопределения детей, прививание любви к музыке и инструментуформирование музыкальной культуры, воспитание полноценного музыканталюбителя.

Задачи:

обучить игре на баяне, аккордеоне, гармони,• массово приобщить детей к народному музыкальному творчеству,

поиск методов, способов обучения для максимального упрощения и облегчения школы игры на баяне (аккордеоне),

обогащение и удовлетворение музыкальных интересов детей,

ориентация на выбор будущей профессии,

развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: самостоятельности, активности, здорового образа жизни;

пропаганда народных традиций в музыкальном художественном творчестве.

На основном этапе, в зависимости от подготовленности, интересов, возможностей ребенка, в обучении выделяются три направления с ориентацией на общее эстетическое, любительское, профессиональное. На всех этапах учебных занятий идет последовательное, методичное развитие и совершенствование  навыков исполнения , освоение основных технических приемов и средств художественной выразительности исполнения музыкальных сочинений. К работе подключаются специальные задания и упражнения на тренировку музыкально - творческих умений, формирование навыков импровизации, цель которых является разностороннее развитие творческого воображения учащихся.  Главной особенностью данного этапа является взаимосвязь процесса обучения с концертной деятельностью. Для этого каждому обучающемуся подбирается концертный репертуарОсобое внимание уделяется самовоспитанию, саморазвитию через поддержание интереса ребёнка к игре, выбору репертуара, участие в концертах, выполнение заказов родителей, друзей. Результат обучения проявляется в освоении индивидуального маршрута обучения, социализации ребенка, активности его участия в концертной (на любом уровне) деятельности. В итоговой аттестации широко используется традиционная формаэкзамен, академический концерт или творческий отчет.DSC00209Освоение программы ведется по технологии индивидуального обучения. Методы, приёмы обучения — индивидуальны, зависят от возрастных особенностей детей, их возможностей и развития. Индивидуальная работа дает возможность использования уникальных способностей каждого ученика, предоставляет ему поле для самореализации и самоопределения. Обучение построено на основе личных планов (маршрутов), которые отличаются  уровнем сложности. Этот подход обеспечивает ученику неоценимый творческий опыт поиска.

Педагог для ученика является консультантом и советником, помогающим наладить самостоятельную работу над исполнительской техникой , осмыслить его продвижение в освоении способов и методов работы над произведением и составить программу действий.

Совместные действия ученика и педагога направляются на создание атмосферы взаимопонимания и доверия: педагог незаметноуправляет обучением ребенка, помогая и поддерживая его в лучших устремлениях, замечая и поощряя творчество. Индивидуализация обучения позволяет совершенствовать формы и методы работы. Показ на инструменте складывается из двух основных положений: «посмотри» и «послушай». В целях развития музыкально-слуховых представлений выделяется время для игры по слуху, транспонированию, чтению нот с листа, импровизации. Обучение игре на баяне (аккордеоне) ведется во взаимной связи с другими видами деятельности, входящими в систему обучения .

В выборе традиционных и нетрадиционных методов работы используется комплексный подход. Каждое музыкальное занятие включает обучающегося в активную творческую деятельность по освоению нотной грамотности, анализу исполняемых музыкальных произведений, выработке исполнительского стиля, знакомству с народным творчеством и его пропагандойИндивидуализация обучения предполагает психологическое сопровождение. Весьма значимой задачей является определение специальных способностей детейинтересов, склонностей и задатков.

Знание индивидуальных особенностей ребенка позволяет глубоко раскрыть его сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, вовремя оказать помощь. Результаты обучения зависят от взаимопонимания педагога и обучающегося. Создание ситуации успешности, сотворчества способствует поддержанию интереса, активизирует процесс обученияОсвоение программы способствует эстетическому воспитанию обучающихся, привитию хорошего художественного вкуса, формирует активную жизненную позицию в пропаганде и развитии традиций русских баянистов. Игровые технологии, применяемые в системе, дают возможность  ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, которые направленны на создание и обобщения опыта исполнительской и концертной деятельности, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.2014-12-06_103656Наряду с решением образовательных задач, уделяется внимание формированию навыков здорового образа жизни. Учитывая сложность и условия работы в художественном творчестве, большое значение уделяется формированию личных санитарно-гигиенических навыков, навыков обеспечения своего здоровья. В системе проведение бесед на темы: «Основы здорового образа жизни», «Здоровьеважнейшая ценность человека», «Значение питания для здоровья человека», «Физические упражнения и здоровье», «Формирование элементарных навыков личной гигиены», «Влияние вредных привычек на здоровье», в практике занятий проведение физкультминуток (особое внимание уделяется правильной осанке). Особое внимание уделяется формированию умения противостоять соблазнам народных гуляний, развлечений, в которых умеющим играть на баяне часто приходится участвовать.

Наряду с традиционными методами обучения (рассказ, беседа, показ, коллективные и индивидуальные упражнения и др.) широко используется видеометод. В системе просмотр и прослушивание видеозаписей с их последующим обсуждением. Возможно использование интерактивных компьютерных курсов игры на баяне (аккордеоне) для домашних упражнений. Программой предусмотрено формирование умений пропаганды народных традиций, народного музыкального творчества. Участие в концертах, создание индивидуальных репертуаров и выработка стиля исполнения способствуют пронести любовь к искусству и творчеству, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта