Творческое мышление — одна из важнейших форм функционирования человеческой мысли, относящаяся ко всем сферам человеческой деятельности, включая музыку и воспитание. Каждый способен на творческое мышление, потому что творческие способности даются всем людям. Эффективность творческого мышления может быть натренирована, но это делается посредством усилий и организованных упражнений.Навыки, в том числе творческие способности, зависят от наследственных характеристик, условий окружающей среды, индивидуальной мотивации и выявления, активации и развития способностей в доме и школе.
Человеческое мышление реализуется в проблемных ситуациях (когнитивные, решения и исполнительные проблемы). Творческое мышление возникает при решении открытых проблем — имея много правильных решений (сходящиеся и замкнутые задачи характеризуются наличием одного правильного решения).
Проблемы, которые учитель решает во время своей работы, обычно открыты, учитель должен выбрать одно из многих возможных решений.
Основные элементы творческого мышления включают в себя: текучесть мышления, гибкость, оригинальность и чувствительность к проблемам. Ликвидность это умение выражать идеи — специфический интеллектуальный контент. Гибкость определяется как способность изменять конкретную функцию объекта или его элемента. Наличие высокого уровня гибкости мышления позволяет учителю изменять направление поиска, преодолевая ошибочные взгляды и возможность взглянуть на данный феномен новым взглядом. Оригинальность мышления — это способность создавать новые, необычные, интересные идеи. Первоначально объект мышления имеет возможность выйти за рамки стереотипных решений и в то же время сформулировать новые решения, адаптированные к данной ситуации.Эти элементы творческого мышления могут развиваться у детей. Они являются важным элементом интеллектуальной деятельности и определяют эффективность действий в ситуациях, требующих много оригинальных идей — как в личной жизни, так и во время школьного образования.
Основная информация о подготовке к тренировке мышления.
1.Творческое мышление, мышление, позволяющее создавать независимые, оригинальные решения открытых проблем.
2.Эффективность творческого мышления может быть разработана на основе специально подобранных упражнений.
3.Каждый человек имеет определенный уровень эффективности с точки зрения индивидуальных особенностей расходящегося мышления.
4.Творческое мышление легче всего формировать как часть решения групповых задач.
5.Достигнутая эффективность мышления может быть использована при решении различных проблем, возникающих в личной жизни и работе.
Замечания об организации обучения.
Самый простой способ достичь целей — организовать занятия в небольших группах (до 12 человек).
Лицо, осуществляющее обучение, должно изучить литературу о творческом мышлении и иметь сильную мотивацию для этого вида деятельности. Он должен знать, что роль «тренера» — это роль руководителя, работающего с равными партнерами. Задача тренера — создать благоприятные условия для активного участия в работе каждого участника. Чтобы достичь этого, нужно проявить терпение, такт и самоконтроль. Важно знать, что у многих людей есть «блокада», когда они, излагая свои мысли в присутствии группы, боятся суждения и насмешек. Нельзя позволять другим перебивать выступающего, формально осуждать его взгляды и мысли. Любая идея должна приниматься с добротой и без какой-либо критики.В начале урока вы должны сообщить о цели работы, объяснить, какова специфика творческого мышления и какова его роль в жизни человека.
Целесообразно организовать тренировки во время, обеспечивающее спокойствие и концентрацию. Вы можете выбрать определенные разделы из всего диапазона упражнений. Критерием их отбора должны быть интересы для участников.
После серии упражнений и окончания тренинга целесообразно обсудить с группой достижения, т. е.и, которые они заметили сами по себе как по отношению к другим, так и к себе, а также трудности, с которыми они столкнулись во время работы.
Примерные упражнения курса обучения творческому мышлению.
Ознакомление с целью обучения (поддержка развития отдельных элементов разного мышления — беглость, гибкость, чувствительность к проблемам, оригинальность).
Ознакомление участников с теоретическими основами творческого мышления.
Обсуждение условий , которые должны быть выполнены для того , чтобы обучение принесло ожидаемые результаты, в том числе:
— необходимые сознательные усилия должны быть предприняты для того , чтобы развивать творческие способности;
— доброта и терпимость к поведению и речи других людей;
— анализ их собственных чувств и трудностей , которые могут появляться во время обучения,
— активное участие в проводимой работе.
Давайте познакомимся друг с другом
Инструкции: Задайте по очереди (также тренеру) три вопроса. Их следует выбирать таким образом, чтобы на основе ответов они узнавали о важных чертах личности. Пожалуйста, не формулируйте интимные вопросы.
Выбор иллюстраций
Инструкция: Пожалуйста, выберите однуиз представленных иллюстраций (например, газетные вырезки), которые, по вашему мнению, являются самыми интересными, самыми близкими к вашему опыту.
Действие: каждый выбирает иллюстрации один за другим и обосновывает их выбор.
Мы создаем группу
а) упражнение «странная машина».
Инструкция: Мы странная машина, мы стоим друг за другом. Я делаю несколько шагов, которые вы должны повторить.
Действие: учитель изобретает несколько движений, иллюстрирующих движения странной машины, и воспроизводит звук, которому участники также подражают.
б) упражнение «презентация».
Инструкции: поделитесь на две команды. Каждая команда изобретает действия любого персонажа, у вас есть 5 минут. (Рыбаки, охотники, пловцы, строители, боксеры и т.д.)
Действия: группы совещаются и выполняют свою программу в любом порядке. Мы встречаем каждое исполнение аплодисментами.
в) упражнение «слепая бабушка»
Инструкции: Мы пытаемся узнать любого участника своей группы наощупь.
Творчество — это не особый дар, полученный от Бога, который есть только у художников, писателей и композиторов. Это отношение, стиль действия, преодолевающий рутину, привычки. Творческий человек ищет оригинальные решения, ищет перемен, любопытно и умело сочетает различные ассоциации.
Творчество — это отсутствие согласия на серое, скуку и застой. Вам не обязательно быть поэтом, художником, писателем или ученым, чтобы заслужить имя создателя.