Статья из серии «Краткая история классической музыки»
Импрессионизм
Период импрессионизма был следующим крупным этапом в истории классической музыки. Название происходит от одноименного течения в живописи.
Импрессионизм зародился во Франции. В отличие от композиторов-националистов других европейских стран, французские композиторы не испытывают необходимости использовать в своем творчестве народные мотивы. Причина в том, что французы имеют устоявшуюся музыкальную культуру, многовековые традиции и всегда шли своим путем в мире классической музыки.
Одним из первых композиторов-импрессионистов был Эрик Сати (1866-1925). Масштабным и драматическим произведениям романтиков он противопоставляет в основном короткие и простые фортепианные пьесы.
Импрессионизм успешно развивался и оставил неизгладимый след также благодаря Клоду Дебюсси (1862 — 1918).
Дебюсси прилежно учится в консерватории под опекой учителей-романтиков. В юности он находился под влиянием творчества Вагнера и, вероятно, стал бы композитором позднего романтизма, но его дружба с Сати изменила это. Дебюсси обладает большими техническими способностями и строит собственный стиль, основанный на эфирном звучании, необычных гаммах и экзотических тембрах.
Дебюсси создал великолепные оркестровые произведения, одно из самых известных «Полдень фавна» — удивительное сочинение, демонстрирующее импрессионизм в чистом виде.
Следующим великим французским импрессионистом был Морис Равель (1875-1937).
Равель – гениальный дирижер. Он включил в свою музыку разные направления, такие как испанская народная музыка, венский вальс, фортепианная музыка в стиле барокко и даже джаз. Равель стал искусным мастером композиции и создал ряд шедевров.
Одно из самых известных произведений Равеля — «Болеро»:
Экспрессионизм
Примерно в то же время, что и импрессионизм, в мире классической музыки зародилось новое течение — «экспрессионизм». В этой музыке нет смысла основной тональности. Фактически, тональность была заменена атональностью, что привело к причудливым работам, исследующим крайности настроения.
Основы экспрессионизма заложил венец Арнольд Шенберг (1874 — 1951).
Шенберг начал свою карьеру как композитор, находясь под сильным влиянием Брамса и Вагнера, но вскоре пошел своим путем. Он пишет сложную музыку, в которой форма и гармония доведены до предела. Так возник экспрессионизм — свобода в музыке до ее абсолютных пределов. Когда ему стала надоедать эта самая свобода, Шенберг открыл для себя новое течение в классической музыке — «сериализм» или 12-тональную музыку.
Двое учеников Шенберга с энтузиазмом восприняли новую систему сериализма и развили ее. Один из них — Альбан Берг (1885–1935), а другой — Антон Веберн (1883–1945). Двое студентов и их учитель стали известны как композиторы так называемого «Второй венской школы» и являются центральными фигурами экспрессионизма.
В это же время в России писал музыку Александр Скрябин (1871—1915). Он как белая ворона среди своих русских современников вырабатывает свой стиль с ярко выраженным мистицизмом. Скрябин проявлял сильный интерес к таинственному и особенно к теософии Елены Блаватской, и это сказалось на его музыкальном творчестве.
На плечах экспрессионизма и сериализма восходит звезда русского композитора Игоря Стравинского (1882 — 1971).
Стравинский учился мастерству у Римского-Корсакова и сочинил свои первые произведения в русском национальном стиле. Позднее Стравинский стал одним из самых оригинальных композиторов 20 века, создав авангардные балеты, покорившие европейскую музыкальную сцену — «Жар-птица», «Петрушка» и особенно «Весеннее таинство» — головокружительно современная музыка, которую некоторые знатоки определяют самым влиятельным произведении двадцатого века.
Затем Стравинский обратился к неоклассике и барокко, но продолжал писать музыку в национальном русском стиле, а также православную религиозную музыку. В 1939 году Стравинский эмигрировал в Соединенные Штаты, где закрепил в себе интерес к сериализму. Двенадцатитональный период композитора посвящен религиозным произведениям в строгом стиле.
«Весеннее таинство» Стравинского. Во время его премьеры в Париже в 1913 году половина публики встретила произведение с восторгом, а другая половина его совсем не одобрила. Прямо на премьере слушатели разделились на враждующие лагеря и между ними вспыхнул кулачный бой. Но оркестр продолжал играть! Трудно представить себе какое-либо другое классическое музыкальное произведение, обладающее подобным эффектом.
Модернизм
Модернизм в классической музыке возник примерно в то же время, что и импрессионизм и экспрессионизм, о которых говорилось выше. Нередко в литературе по этой теме под «модернизмом» на самом деле понимают творчество Шенберга, или даже Штрауса, Малера и Дебюсси. Под «модернизмом» мы будем рассматривать в основном композиторов и течения, выходящие за общепринятые рамки, но не являющиеся импрессионистскими или экспрессионистскими по своей природе.
Здесь, например, можно упомянуть группу французских композиторов, известную как «Шестерка». Это Франсис Пуленк (1899–1963), Дариус Мийо (1892–1974), Артур Онегер (1892–1955), Жорж Орик ( 1899–1983), Луи Дюре (1888–1979 ) и Жермен Тайефер (1892–1983). Шестерка отвергает не только немецкий романтизм и русский национализм, но также импрессионизм и экспрессионизм. В результате получилась остроумная и очаровательная музыка, на которую в некоторой степени повлияли фортепианная музыка Сати и неоклассические произведения Стравинского.
В то же время в Венгрии Бела Барток (1881-1945), упомянутый в теме национализма в классической музыке, создавал оригинальную и современную музыку, основанную на чисто народных элементах — венгерском, словацком, румынском и даже турецком и североафриканском.
В России, а затем и в СССР модернизм также находит серьезное признание. Сергей Прокофьев (1891 — 1953) прославился как супермодернист с прекрасной композиторской техникой. Дмитрий Шостакович (1906 — 1975) — другое великое русское имя этого периода, автор знаменитой «Ленинградской симфонии», премьера которой состоялась во время блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Постмодернизм
Есть много композиторов, не вписывающихся в основные направления классической музыки конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Один из них — Стравинский, работающий в разных музыкальных стилях, но если его еще можно было отнести к экспрессионистам на каком-то этапе творческой карьеры, то для других такая категоризация была бы неточной. Эти композиторы оказываются среди влияний классицизма, романтизма и модернизма и тем самым дают толчок новому направлению в классической музыке под названием «постмодернизм».
Постмодернистские композиторы не так известны, как Моцарт, Вагнер или Равель. Тем не менее, стоит отметить некоторые из них.
Стоит упомянуть, например, эстонца Арво Перта (р. 1935) — пожалуй, самого исполняемого из ныне живущих композиторов-классиков. Перт — один из идейных основоположников «минимализма» в музыке и создатель собственного стиля — «тинтинабуляции» . После обретения Эстонией независимости Перт сильно увлекся средневековой религиозной музыкой и григорианскими песнопениями.
К постмодернистским композиторам можно также отнести немцев Курта Вайля (1900–1950), Пауля Хиндемита (1895–1963), Карла Орфа (1895–1982) и Ганса Вернера Хенце (1926–2012).
В Англии также есть постмодернистские композиторы. Среди наиболее известных имен — Фредерик Делиус (1862–1934), Уильям Уолтон (1902–1983), Бенджамин Бриттон (1913–1976) и Майкл Типит (1905–1998).
Ярким представителем постмодернизма является американец Джордж Гершвин (1898-1937), который приобрел большую популярность у себя на родине. Гершвину принадлежит знаменитая «Рапсодия в стиле блюз».
Среди композиторов постмодернизма отмечу также поляка Хенрика Гурецкого (1933 — 2010). Он начал свою карьеру как крайний авангардист, изобрел собственный стиль под названием «соноризм», а в конце своей карьеры пошел на упрощение выразительных средств и соединение их со средневековыми музыкальными элементами.
Современная классическая музыка
Под современной классической музыкой понимается классическая музыка, относящаяся к периоду с 70-х годов ХХ века до наших дней.
В этот период появилось большое количество композиторов, которые продвигали и продвигают свои собственные видения и интерпретации классических средств выражения. Такими композиторами являются, например, француз Оливье Мессиен (1908 — 1992), немец Карл Хайнц Штокхаузен (1928 — 2007), венгр Гиорги Лигети (1923 — 2006), поляк Витольд Лютославский (1913 — 1994), японец Тору Такемицу (1930 — 1996) и пионеры минимализма из США Терри Райли (р. 1935), Стив Райх (р. 1936) и Филип Гласс (р. 1935).
Каково будущее классической музыки?
Очевидно, что классическая музыка имеет богатое и захватывающее прошлое. Но как насчет ее будущего? Лично я не эксперт и мне сложно давать прогнозы, но в целом хотелось бы выделить несколько моментов:
Классическую музыку слушают более зрелые, пожилые люди. Это не та музыка, которая привлекает молодежь в массовом порядке, она требует большего терпения, погружения в себя и размышлений. Это, в свою очередь, отделяет классическую музыку от самых популярных направлений современной музыки. Молодежь чаще слушает мейнстрим – поп, фолк, электронную музыку, музыку черных, рок и прочее. Это гораздо более доступные и коммерчески успешные стили.
Напрашивается вывод, что классическая музыка (и особенно некоторые ее разновидности, например опера) является элитарным искусством. Она для избранной аудитории, стоит денег и требует поддержки (со стороны государства или меценатов) для успешного своего существования.
В то же время классическая музыка должна быть адаптирована к реальности, чтобы развиваться и процветать. Классическая музыка должна стремиться быть ближе к людям и быть более предприимчивой.
Эти тенденции, вероятно, сохранятся в той или иной степени в ближайшие годы, а может и десятилетия.
Для классической музыки утверждение о том, что существует большая разница между «слышанием» и «слушанием», совершенно справедливо.
В супермаркете или ресторане быстрого питания также звучит музыка. Все ее слышат, но никто не слушает, и все потому, что такая музыка легкая и ни к чему не обязывающая.
Не так с классической музыкой. Она требует концентрации и устойчивого внимания.
Как говорил Вагнер:
«Музыка не может думать, но она может воплощать мысль».
Эта мысль важна, потому что она подчеркивает, что классическая музыка развивает умственные и эмоциональные способности, и поэтому вы можете понять заложенную в ней мысль. Человеку полезно слушать классическую музыку, потому что через нее он растет и развивается на пути к достижению более высокого уровня сознания и существования.