Уроки музыки        04 мая 2017        209         Комментариев нет

Музыка для детей

Каждый, кто имеет отношение к музыке, должен сам для себя осознать: а что такое музыка? Это наслаждение для избранных людей или «хлеб духовный насущный» каждого? Существует музыка только для развлечения, для отвлечения человека от жизненных забот, или собственно музыка и есть отраженная в музыкальных звуках душа человека?

Может ли быть, что только для развлечения человека писал свой «Реквием» смертельно больной Моцарт, или совсем глухой Бетховен создавал свою большую 9-ю симфонию? Неужели для развлечения людей создавал свою знаменитую Седьмую симфонию (Ленинградскую) Дмитрий Дмитриевич Шостакович? А к какому виду «развлечений» можно отнести исполнение симфонии Чайковского в голодном блокадном Ленинграде зимой 1941 году?Издавна люди догадывались о чудодейственной силе, которая живет в музыке, множество легенд составили они о чудесном искусстве и его фантастическом воздействии на человека.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Конечно, звуки не могут сдвинуть камни с места, но человек под ее воздействием способен на великие порывы, на большие, благородные поступки и дела.
Правильно ли думают те школьникикоторые в музыке ищут только отдых, только развлечение? Отрицать развлекательность музыки было бы также глупо, как некоторые отрицают музыку серьезную. В жизни есть место и серьезным мыслям и  шуткам, и творческой работе, и веселому отдыху.

Главное в музыке  мелодия. Представим на минуту, что в мире исчезли гармонические звуки. Исчезнет песня, танец, исчезнет человеческий язык, замолчат птицы и звери. Оказывается, что музыка  и является нашей жизнью.

Но еще часто можно услышать: «Я не понимаю музыки!», «Не люблю я эти оперы, симфонии
Получается так, что как будто какой-то злодей выдумал эти  «оперы», «симфонии», а простой российский школьник сейчас должен мучиться, чтобы понять их. Этот школьник забывает, что когда-то он учился ходить, говорить, писать ... Вот и музыке нужно учиться.Но музыкой, случается, человек начинает заниматься поздно (если вообще начинает). И во всех его размышлениях на первом месте ставится не музыка, а «Я»: «я не люблю», «я не понимаю», «зачем это мне?».

Любое искусство отражает жизнь. Но всегда ли можно сказать, что музыка показывает конкретную картину жизни. Одно и то же музыкальное сочинение трактуется и воспринимается разными людьми по-своему: один представляет шум леса, второму представляется рокот волн, третий  чувствует волнение сердца. Часто отдельные страницы музыкальных сочинений и даже целые произведения посвящены отражению природных явлений и поступков людей (например, «Шелест леса», из оперы Вагнера " Зигфрид ", вступление к "Сказанию о граде Китеже "Римского-Корсакова и  другие).

И все же «живописные» возможности музыки ограничены по сравнению с прочими видами искусств. Главное в музыке  это способность выразить эмоции, чувства, настроение, т. внутренний мир человека.

Например, мы слышим в музыке суровое, грозное звучание, затем перед нами проходит картина напряженного конфликта, а потом, в заключении, музыка торжествует. Так воплощается мысль: «От тьмы человечество приходит к миру через борьбу». Эту музыку можно использовать в праздничных композициях самого различного направления (сцена борьбы с фашизмом).

Или другой пример: музыка звучит спокойно, и вдруг в нее врываются воинственные звучания и отодвигают это спокойствие. Это можно понять как отражение мысли о том, что счастье  — вещь хрупкая и относительная, что мечты о нем могут развалиться при столкновении с злыми силами (Четвертая симфония Чайковского).

Таким образом, некоторые идеи не только доступны музыке, но и выражаются ею очень рельефно и полно. Прежде всегоэто абстрактные идеи, но они отражают представления целых классов, групп, эпох.

Музыка Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена воплощает мысль о мире, веру в разум человека. Произведения же композиторов-романтиков Шуберта, Шумана, Берлиоза, Листа, Вагнера, Малера и, особенно, экспрессионистов Шёрберга, Берга выражают осознание того, что мир полон различных конфликтов, которые нельзя решить, перед которыми человек не имеет силы. Произведения же советских композиторов проникнуты идеями исторического оптимизма, революционного изменения общества.Праздники-вечера, посвященные музыке, музыке как искусству, можно организовать, имея несколько циклов Д. Кабалевского «О чем говорит музыка». Это простые, понятные сочинения великого музыканта, которые отлично воспринимаются детьми.

Чудесными праздниками могут быть прослушивания музыки в литературно-музыкальных композициях русских авторов.

Все рекомендованное  лишь приблизительная схема подобных праздников. Вариантов может быть множество. Все перечисленные записи  есть в свободном доступе в интернете.

Искусство Запада требует тщательного критического и дифференцированного подхода. Кроме различных упадочных направлений там есть и здоровые в художественном отношении явления. Прежде всего, надо назвать имена Б. Бартока, К. Шимановского, П. Казеллы, П. Хиндемита, А. Соге, К. Орфа.

Все эти композиторы обладают педагогическим талантом, и поэтому имеют специально написанные произведения для детей. Это сборники «Пять пальцев» И. Стравинского, «Спорт и развлечения» Э. Сати, «Поэтические картинки» А. Соге, «Детские пьесы» К. Шимановского, «Детский альбом» П. Казеллы, «Мы строим город» П. Хиндемита, вокально-инструментальный цикл К. Орфа.

Уже одно обращение к биографиям выдающихся музыкантов, например, прогрессивного общественного деятеля, П. Хиндемита, немецкого композитора, которого преследовали фашисты, французского композитора А. Соге  могут воспитать в детях глубокое чувство уважения к искусству других стран и народов.Очень интересным для детей в музыкальном плане является вокально-инструментальный цикл «Мы строим город» П. Хиндемита, который состоит из 10 пьес. Дети могут петь песни или читать текст игры под музыку. Аккомпанировать можно любыми тремя инструментами. Один из них исполняет верхний, второй  средний, а третий  нижний голос инструментального сопровождения. Игра-представление имеет для детей воспитательное значение, потому что основана на действиях, которые подражают работе взрослого. Музыка сопровождает конкретные действия, рисунки, сценки, т.е. она программная и поэтому доступна восприятию детей.

А.Соге сделал свой детский альбом из двух тетрадей. В первом из них шесть пьес: „Визит к Шумана“, „Пропавшая охотник“, „Мотоциклисты“, „Вечный путешественник“, „Пожарные“, „Величественный певец“.

Во второй тетради (и более сложной) 5 пьес: „Поль и Вирджиния“, „Воспоминания о каникулах“, „Приступ гнева“, „Ребенок из бродячей труппы“, „Праздничный день“.

Очень содержательным является сборник И. Стравинского „Пять пальцев“. Он состоит из восьми легких пьес, в  которых композитор обработал русские народные мелодии.

Глубокие народные корни имеет и музыка Б.Бартока, представленная в сборнике „Микрокосмос“. К некоторым пьесам имеются стихотворные тексты, раскрывающие содержание той или иной миниатюры.

Детская» музыка Хиндемита, Бартока, Соге и других зарубежных прогрессивных композиторов может полезно дополнять русскую классическую и советскую музыку для детей.

Выводы. В музыке человеческие чувства отражаются непосредственно, именно музыка передает эмоциональные состояния наиболее сильно по сравнению с другими искусствами. Конкретность и четкостьважнейшие черты музыки. В то же время музыка передает и явления природы, и делает это опосредованно, т.е. композитор наделяет человеческими чувствами все свое окружение.

Критериями отбора музыки к детскому празднику выступают идейность, высокий художественный уровень произведений, соответствие возрастным особенностям. Желательно, чтобы в детском празднике использовалась и зарубежная музыка, ее лучшие образцы.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта