Уроки музыки        05 мая 2017        186         Комментариев нет

Восприятие музыки детьми. Продолжение. 3 часть

При проведении праздников, связанных с музыкой, учителю музыки нужно учитывать возрастной состав слушателей и исполнителей. Очень важно подходить к детской аудитории дифференцировано. В работе с детьми младшего возраста обязательно нужно учитывать их жизненный и музыкальный опыт. Недооценка или переоценка его, может привести к негативному результату. Дети этого возраста в силу специфических особенностей психики (эмоциональной и психологической готовности к восприятию и обучению) способны активно осваивать не только мелодию, гармонию, ритм, но и что более важно  идейно-эмоциональное содержание музыкальных произведений. Таким образом, именно в этом возрастном периоде и должен закладываться фундамент их будущей музыкальной культуры.В работе с детьми младшего возраста следует уделять внимание воспитанию инициативы и активности. В связи с этим следует шире использовать такие формы, как обмен мнениями об услышанном произведения (концерте), иллюстрирование музыкального произведения, подбор стихов и репродукций, близких к содержанию и настроению прослушанной музыки.

Воспитание навыков творческого восприятия музыки приобретает особое значение в работе с подростками: старшими школьниками и студентами. В этом возрасте наблюдается интенсивный рост познавательных интересов и, если перед ними не раскрыто эта (познавательная) страница искусства, они нередко начинают остывать к нему. Музыка может многое рассказать тому, кто ее умеет слушать. Понимание того, что музыка может выражать глубокие мысли и чувства человека, что своими особыми средствами она способна передавать характер эпохи, что она, по словам Гоголя, помогает понять «душу» народа, способствует воспитанию активного, творческого восприятия музыки. Иначе говоря, воспитание должно проводиться так, чтобы музыкальное искусство становилось перед молодыми людьми как «образное» отражение действительности и, прежде всего, как отражение жизни каждого человека, его идеалов, стремлений, мыслей и чувств.Не менее важно дифференцировать юношескую аудиторию по уровню ее подготовленности и заинтересованности. В этом отношении ее можно разделить как минимум на четыре группы:


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

1. В первую нужно включить тех, кто полюбил серьезную музыку, умеет ее слушать и понимать.
2. Вторую составляют слушатели, в которых проснулся интерес, но знаний, опыта и навыков не хватает для того, чтобы разобраться в ней самостоятельно.
3. Третья группа — это те, кого серьезная музыка не заинтересовала, кто относится к ней равнодушно.
4. И, наконец, четвертая группа состоит из тех слушателей, которые активно отрицают серьезную музыку. Очевидно, что и работать педагогу с этими группами нужно по-разному.

При организации и проведении детских праздников учителю нельзя недооценивать легкую музыку. Разумеется, главным постановщиком эстрадного искусства для детей служит интернет и телевидение. Старые средства информации — радио, кино, аудиозаписи также выполняют функции этого рода, однако, все же они ограничены в своем воздействии на детское восприятие. Телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны, которые сегодня повсеместно распространены, решительным образом упростили общение с музыкой.

Для того, чтобы послушать песню или легкую инструментальную музыку, не требуется много усилий. Она сама нас находит. Дети с их повышенной восприимчивостью и цепкой памятью, с их небольшим жизненным и эстетическим опытом: не могут  не реагировать на эту музыку. И часто получается, что какой-нибудь шлягер, не замеченный взрослыми, основательно усвоен детьми.Поэтому процесс музыкального воспитания ребенка, как и подбор легкой музыки для детских праздников, должен находиться под контролем. Известно, что слабая эстрадная или джазовая пьеса, пошлая песня плохи не только тем, что их поэтический текст слабый, что мелодия, скажем, не интересная, гармония — нелогичная, ритм одинаковый. Дело в том, что неполноценная художественная форма служит выражением вредного содержания: наивными, грубыми, пошлыми оказываются в таких произведениях чувства и мысли. Значит, отрицательным является и воспитательное, нравственное воздействие подобного творчества на детей. Надо заметить, что такие порочные образцы в настоящее время не так уж редко проникают на эстраду, в эфир, на телеэкран, на жесткие диски ПК.

Одной из разновидностей бытовой музыки является так называемая поп-музыка.

Взрослых в большинстве случаев соприкосновение с поп-музыкой повергает в растерянность. Обсуждая с детьми услышанное, они часто не находят взаимопонимания. Шокированные громкостью, взрослые отзываются о ней как хаосе звуков. Молодых же звуковые перегрузки не беспокоят — их нервы крепкие. Обычно молодежь идеализирует поп-музыку, преувеличивая ее достоинство. И те, и другие ошибаются. Хорошее и плохое переплетаются в ней необычно.Небольшие группы, обычно по 4 — 5 участников, стали возникать в различных странах с середины 50-х годов. Действительно, умеешь брать несколько аккордов на гитаре — иди в поп-группу. И группы быстро размножались. Но конкуренция между ними способствовало возникновению действительно талантливых музыкантов (вспомним квартет «Битлз»). Поп-музыка отличается своим стилем — мелодичным, ритмичным, гармоничным, тембровым. Этот стиль отмечен интенсивностью, наэлектризованностью эмоций и яркостью колорита.

В то же время искусство поп-групп — явление социальное. Впервые в орбиту массового музицирования были вовлечены участники юношеского возраста, так называемые «тинэйджеры». Выступления известных поп-ансамблей вызвали массовый психоз среди молодежи. Жизнь кумиров, их доходы, машины и семейное положение — все это специально поддерживалась средствами информации для того, чтобы обогащать индустрию поп-музыки и отвлечь интересы молодежи от социальных проблем.Существует мнение, что репертуар поп-групп, его образы и идеи являются выражением философии хиппи. Действительно, во многих песнях отразились туманные, а иногда ядовитые идеи вселенского братства между людьми. Подавляющее большинство песен поп-музыки — это песни о любви, заботах, надеждах и радостях молодых людей, причем часто эти песни несут в себе разочарование и печаль. Наконец, среди песен в стиле поп-музыки есть такие, которые определяются прогрессивным социальным движениям и выражают его идеи. Это песни протеста, протеста против безработицы, против злодеяния тех, кто имеет деньги и власть. Такие песни играют положительную роль в борьбе молодежи за свои права.Таким образом, поп-музыка на Западе — явление неоднородна. По нашему мнению, лучшие песни и не только гражданского содержания, но и лирические, шуточные, танцевальные, могут и должны использоваться в детских праздниках. Включение этих песен в детские праздники поможет преодолеть ту развлекательность поп-музыки, которая существует в нашем быту. В детские праздники можно включать популярные песни В. Шаинского, А. Пахмутовой, А Петрова, А. Зацепина, Ю. Чичкова и других.

Выводы. Музыка для детей имеет важное значение в развитии и воспитании разнообразных качеств личности, особенно эмоциональной сферы, о чем свидетельствуют отзывы детей и подростков о прослушанной музыке. Музыкальному педагогу важно разбудить интерес и любовь детей к музыке, используя различные приемы: прослушивание музыки, беседы, рассказы и др.

Учитель обязан знать особенности восприятия музыки детьми разного возраста, чтобы это восприятие было целенаправленным.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта