Дети (до 13 лет) в силу маленького жизненного опыта воспринимают в музыке то, что как говорят, лежит сверху. Например, одна девочка в «Полонезе» Огинского и «Реквиеме» Моцарта нашла много общего. Она пишет: «А своем знаменитом «полонезе» Огинский, прощается с чем-то для него дорогим, а в «Реквиеме» Моцарт прощается с жизнью. Позже я узнала, что «Полонез» этот называется» Прощание с Родиной «, и я поняла, что было самым дорогим для Огинского, и с чем он прощался музыкой.» В. Гнедышева. Шестой класс)
Конечно, каждый музыкант знает, что «Полонез» Огинского и «Реквием» Моцарта произведения несравнимы и по масштабам, и по художественной ценности. И, тем не менее, В. Гнедышева права. Не случайно эти произведения произвели на нее одинаковое впечатление.
Дело в том, что в каждом произведении она восприняла только единственно настроение — настроение человека, который теряет что-то для него очень дорогое. Это конкретный пример восприятия музыкального произведения в начале подросткового периода. Понятно, что пока что В. Гнедышева не глубоко восприняла эти произведения, но пройдет время, и она сама во всем разберется.Давайте посмотрим, как воспринимают музыку дети, которым исполнилось 15 лет.
Вот как выразили свои впечатления восьмиклассники после прослушивания Шестой симфонии Чайковского:
«Я впервые в жизни слушала эту музыку и восприняла всю симфонию полностью. В ней как бы две стороны жизни. Человеку очень плохо. Но он может забыть. Увидеть красоту природы, вообще красоту. И тогда хочется жить ради этой красоты, терпя все невзгоды жизни».
«Я тоже слушала в первый раз. Меня взволновала первая часть. С самого начала настроение захоронения. Я даже видела мертвого. Затем воспоминания о хорошем. Хорошее и горе, перемешиваются друг с другом. И вдруг молния, сильная, страшная. В начале она подавляет. Потом пытаешься сопротивляться, но тщетно».
«А на меня наибольшее впечатление оказала вторая часть. Такое чувствуешь, когда тебе горько в жизни, и ты вспоминаешь счастливые минуты».
Процесс узнавания музыки продолжается всю нашу жизнь. Никогда нельзя сказать, что вы поняли все до конца. Такой неумолимый закон диалектики. Пусть произведение остается неизменным. Но приходит время. Меняемся мы, меняется окружающая действительность, меняются и наши отношения к данному произведению. Поэтому не надо пугаться слов, объясняющих музыку. Они только помогают что-то понять, чтобы затем снова опуститься в ее океан.Что же дает музыка детям? Вот как отвечают на этот вопрос те, кому 15 — 16 лет.
«Музыка — это не что-то абстрактное, оторванное от жизни и просто приятное, а совсем реальное искусство, которое отражает свое время, даже конкретные явления …»
«Благодаря музыке, я стал задумываться над жизнью. Я и к художественной литературе, благодаря музыке, стал относиться всерьез, ставя перед литературными произведениями более сложные вопросы и получая на них ответы …»
«Музыка помогает воспринимать лучше поэзию (легче читать и понимать стихи даже с самым сложным ритмом), живопись (лучше чувствовать гамму красок), помогает чувствовать, понимать все прекрасное в жизни».
«Постоянное слушание серьезной музыки открыло для меня по-новому жизнь, обязало над многим задуматься. У меня появилось желание больше узнать и увидеть …»
«Ни литература, ни живопись, ни театр не могут передать так глубоко и полно душевное состояние человека, как это делает музыка. Спасибо ей за это …»
Таким образом, музыка научила подростков не только чувствовать прекрасное, не только расширило их представления о жизни и о себе, но научила воспринимать всю многозначность жизни.
Одна из главных задач музыкального воспитания — формирование у детей способности понять музыку. Надо научить их воспринимать музыкальное произведение как целое, уметь чувствовать и осмыслить четкость отдельных его элементов.Способность к осмысленному восприятию основывается на развитии музыкального мышления детей, специфической особенностью формирования которого является то, что оно протекает в эмоциональной форме. Поэтому развитие эмоциональной сферы личности приобретает особое значение.
В музыкально-эстетической работе с детьми необходимо уделять внимание возрастной динамике эмоционального развития. Можно выделить три степени, характеризующие своеобразие эмоциональной жизни школьников.На первой ступени (в работе с младшими школьниками) характерно живое восхищение самим процессом узнавания. При этом эмоциональные переживания детей тесно связаны с надзорными образами и представлениями.
Своеобразие второй возрастной степени выражается в активном стремлении к общности, близости к духовной жизни окружающих людей. В этом возрасте растет потребность соотнести свои переживания с переживаниями других людей.
На третьей ступени возрастного развития преобладают эмоционально-оценочные категории.
Достижение единства эмоционального и аналитического в развитии личности значительно повышает психические возможности школьников в восприятии культурных ценностей.
В.Р. Белинский так подчеркивает природу художественного восприятия: «Поэзия изначально воспринимается сердцем и только потом передается голове … Поэта нужно сначала почувствовать, чтобы понять мыслью».