Согласно Конституции, Португалия является демократическим государством, основанным на верховенстве закона, суверенитете людей, плюрализме демократического выражения и уважении основных прав и свобод всех граждан.
В семидесятых годах в Португалии произошли серьезные политические, социальные и экономические изменения, а также революция 1974 года, положившая конец диктатуре и колониальному режиму. Это событие восстановило основные права и свободы для всех граждан, которые в настоящее время зафиксированы в Конституции Португальской Республики. В этот период музыкальное образование не было главной заботой политической повестки дня. Однако в то время музыка стала способом выражения новых идей демократической страны. Молодые люди увидели многие из своих чувств и мыслей, раскрытые в этой «политизированной музыке», которая постепенно стала частью многих занятий в музыкальном классах школ.
После 1974 года появились поп / рок-группы и музыканты, которые сочиняли свои собственные песни, не имея никаких формальных знаний о музыкальном образовании. Они сочиняли и играли на слух (как и в наши дни), включив в свои песни стили и ритмы исторических африканских колоний Португалии. Это также оказало влияние на музыкальное образование. Некоторые молодые учителя начали включать эту музыку и ее мощные ритмы в свои музыкальные занятия, что являлось совершенно новым направлением в португальской музыке. Позже на эти поп / рок-группы оказали влияние британские и американские коллеги и образ жизни разных музыкантов, живущих в этих странах. В 1986 году музыкальное образование в Португалии претерпело свою первую большую реформу. Вдохновленные международным акцентом на художественном образовании и визитом нескольких музыкальных педагогов, философски связанных с идеями Далькроза, Орфа и Уилллемса, португальское музыкальное образовательное сообщество подчеркнуло, что ученики должны участвовать в нескольких музыкальных практиках. Основное внимание уделялось не теории музыки (это должно быть введено позже), а тому, как дети могли активно заниматься музыкой. Это было также началом периода, посвященного размышлениям о целях, методах и ценностях музыкального образования в школах. Такие учреждения, как APEM (Музыкальная ассоциация Португалии), Португальский национальный филиал ISME или Gulbenkian, организовали несколько семинаров, конференций и практикумов, распространяя новую философию для музыкального образования и приглашая новаторских и вдохновляющих музыкальных педагогов и музыкантов, таких как Джон Пейнтер и Мюррей Шаффер.
1986 был годом, когда Португалия стала членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и добилась ряда улучшений в экономической и социальной сферах. Однако в недавнем прошлом, так же как и во многих других европейских странах, Португалия пострадала от крупного финансового и экономического кризиса, который затронул как индивидуальные так и общественные аспекты жизни португальцев. Этот кризис также оказал сильное негативное влияние на португальскую систему образования.
Что касается музыкального образования, то вследствие экономического и финансового кризиса, возникло много неоднозначных и негативных аспектов, касающихся не только места музыкального образования в учебном плане португальских школ, но и также роли, статуса и профессионального развития учителей музыки.Музыкальное образование в государственных общеобразовательных школах
В Португалии обязательное образование делится на четыре цикла обучения. Музыкальное образование является обязательным предметом только в первом и втором циклах обучения.
Во время первого цикла обучения музыкальное образование является обязательным предметом учебной программы, как часть блока из 5 часов художественного образования, и должно преподаваться учителями начальных классов. Тем не менее многие из учителей начальных классов чувствуют себя неуверенно при преподавании музыки; они утверждают, что их подготовка учителей начальных классов не дает им достаточной подготовки в том, что касается преподавания и изучения музыки.
В 2006 году Министерство образования запустило программу, которая состояла из 10 часов еженедельных внеклассных занятий (английский, музыка, спорт), преподаваемых учителями-специалистами, которые дети посещают на добровольной основе. Музыкальная программа была разработана с конкретными рекомендациями, призванными помочь учителям развивать свою деятельность. Несмотря на то, что музыкальное образование является частью официальной учебной программы, реализация «мероприятий по обогащению учебной программы» стала причиной некоторой двусмысленности, поскольку в обеих учебных программах (основной и внеклассной) повторяются и пересекаются многие музыкально-образовательные вопросы.
Как возможное решение проблемы выступает совместная работа учителя начальных классов и музыкального специалиста. Эта совместная работа может быть выполнена посредством реализации проектов, которые, с одной стороны, будут направлены на создание музыки, посредством исполнения, композиции или прослушивания, и, с другой стороны, будут охватывать реальный междисциплинарный процесс, связывающий музыку с другими искусствами, а также с другими предметами учебной программы. Однако до сих пор это не стало общепринятой практикой, и ученики получают музыкальное образование в начальных школах в рамках добровольной «деятельности по обогащению учебных программ», в то время как обеспечение музыкальной деятельности в школьные часы зависит от конкретного учителя начальных классов.
Учебный план — 2 и 3 цикла
В средней школе учебная программа, которая преобладает в настоящее время, была вдохновлена проектом музыкальной учебной программы Манхэттенвилля (MMCP), построенной по спирали вокруг пяти основных понятий: тембр, динамика, высота, ритм, форма. Впервые в Португалии была организована программа музыкального образования, основанная на логике музыкального развития и предлагающая действительно инновационный способ преподавания и изучения музыки. Эта образовательная программа была нацелена на то, чтобы отойти от некоторых ретроградных практик, принести современную музыку в классную комнату и помочь учащимся достичь концептуального понимания музыки с помощью исследований и экспериментов. Тем не менее Министерство образования неправильно поняло руководящие принципы, данные этим комитетом, преобразовав то, что представляло собой спираль в замкнутой сетке (см. рис. 1). Таким образом, многие учителя музыки начали использовать музыку, чтобы показать значение понятий или «проверять» учащихся на знание и понимание этих понятий. Это привело к акценту на теории музыки.В 2001 году была разработана модель учебного плана под названием «Национальный учебный план для базового образования: основные компетенции» (2001). С точки зрения музыкального образования, этот новый документ состоял из ряда музыкальных компетенций, подчеркивая музыку как социальную практику. Эти компетенции были сосредоточены на восприятии, исполнении и творчестве, предлагая также различные возможности связать музыку с другими видами искусства и с другими предметами. Однако в 2011 году министерство отозвало этот документ, объяснив, что образование должно быть сосредоточено на содержании знаний и измеримых целях, а не на ключевых компетенциях. Таким образом школьное музыкальное образование вернулось к учебным планам 1989 года, которые, естественно, в настоящее время полностью устарели.
Министерство образования Португалии несет единоличную ответственность за музыкальное образование и обучение как в общеобразовательных, так и в специализированных школах, при этом Департамент среднего образования непосредственно связан с профессиональной музыкой, консерваториями и официально признанными частными музыкальными школами. Средние профессиональные музыкальные школы финансируются Европейским сообществом на 75%, государственные консерватории предлагают бесплатное обучение, региональные музыкальные школы и частные академии платные. На университетском уровне высшее образование является педагогически и финансово автономным.