Из опыта работы организатора детского досуга
В течение 2005 — 2008 учебных годов в нашей школе осуществляется довольно интересный и перспективный, на наш взгляд, проект «Наша музыка». Его участники — ученики 9 — 11 классов, заинтересованные музыкальной жизнью нашей страны. Уже при выборе названия были определены основные направления деятельности. Наша — это, прежде всего русская музыка. Во-вторых, наша музыка, которая интересует именно нас, а не кого-то другого.
Ценность этого проекта в том, что инициатором его были не администрация или другие ведущие структуры, а сами ученики. Координатором и консультантом стал заместитель директора по воспитательной работе, который одновременно координировал деятельность ученического самоуправления.Приступая к работе, мы ставили перед собой несколько целей:
— расширить собственные знания о современной русской музыке;
— присоединить к активной деятельности через разнообразные формы работы других учеников (в первую очередь 6 — 8 классов);
— через деятельность неформального клуба по интересам помогать школьникам приобретать компетенции: коммуникативные, информационные, социальные, общественно-политические.
Почему было выбрано именно такое направление деятельности? Мы исходили из того, что подавляющее большинство школьников в той или иной степени интересуется музыкой, на этой почве создаются и существуют многочисленные неформальные группировки. Но чаще всего они рассеяны, не общаются, а то и враждуют между собой.
Значительную роль здесь сыграли те самые 75% музыки «русского происхождения» на FM-станциях и ТВ как бы скептически к ним ни относились.
Краткая история создания клуба
Клуб «Наша музыка» начал работу не на пустом месте. Точкой отсчета, как ни странно, можно считать 1996 год. Тогда сегодняшние десятиклассники только пришли в школу. Чтобы один из таких обязательных моментов расписания, как физкультурная минутка, проходила интереснее, мы использовали записи современных популярных групп. Детям они очень нравились.
Тогда волонтеры привезли к нам в школу кассеты с русской музыкой и видеофильмы. Вот тогда и было решено создать нашу общую фонотеку, чтобы каждый мог прийти и взять послушать понравившийся запись. Разумеется, не все ученики пользовались этой возможностью.
Некоторым это было просто неинтересно. Зато обращались ученики из других классов и просили послушать что-нибудь из нашей фонотеки. Кроме того, обо всех новых записях мы сообщали всем заинтересованным. За небольшое время фонотека расширилась с 26 кассет к 60.
Стало очевидно, что просто слушать записи было уже недостаточно. Не хватало информации о группах и исполнителях. Искали ее в газетах, журналах, обменивались, копировали.
Наилучшие дела клуба
Где-то в 8 классе некоторым ученикам родители начали позволять ездить в краевой центр на концерты вместе с учителем. Но самой существенной преградой были все же не запреты родителей, а недешевые билеты. Поэтому обычно более пяти человек собрать не удавалось. Но и в таком минимальном составе мы посетили самые значимые музыкальные события краевого центра.
Очевидно, настало время для более систематизированной и целенаправленной деятельности клуба. На заседании совета учеников старших классов решили создать клуб, выработали план работы. Таким образом, музыкальный клуб «Наша музыка» стал частью общешкольной воспитательной работы.
Многие клубные дела были внесены в план работы школы. Деятельность клуба стала органичной частью субботнего расписания. Тем более в рекомендации к организации воспитательной работы советовали «организовать целенаправленную работу для ознакомления учащихся с различными жанрами отечественной популярной музыки, а также с творчеством современных русских авторов и исполнителей».
Нам удалось создать общешкольную фонотеку. В ней было более 400 компакт-дисков и кассет разнообразных жанров: бардовская музыка, все современные проекты, альбомы средневековой и фольклорной музыки. Клуб существовал и развивался. В новом веке у многих учеников появились дома компьютеры. Это значительно расширило наши возможности.
Школьников привлекли дискуссии. Темы дискуссии мог предложить каждый член клуба, поэтому они были живыми, актуальными и интересными. Дети очень серьезно к ним готовились, искали материал, аргументировали свою позицию. С методикой дебатов, подготовкой модераторов помогли учителя.
Результаты деятельности
— Участники научились критически работать с информацией, анализировать и обрабатывать ее: регулярно просматривали музыкальные издания, отбирали наиболее ценную информацию, систематизировали и доносили до учеников в такой форме, чтобы заинтересовать и приобщить к клубу больше друзей.
— Историческая музыка помогла глубже заинтересоваться школьными предметами: историей, художественной культурой, литературой.
— Ученики освоили компьютерные программы, переписывая музыку, меняя форматы аудиофайлов, набирая тексты, вкладывая информационный листок.
— Появились навыки самоорганизации. Много мероприятий (поездки на литературные и музыкальные вечера, концерты, дискуссии («Рок и независимость», «Рок против попсы» и др.), Выпуск информационного листка клуба «Наша музыка», конкурс «Угадай мелодию») ученики готовили самостоятельно, иногда обращаясь за консультациями. Учителей приглашали на презентации.
— Самоуправление перестало быть формальной структурой: дети поняли, что оно существует для решения конкретных дел, нужных ученикам. В самоуправления появился новое интересное направление деятельности, которое стало наиболее привлекательным.
— Ученики приобрели коммуникативные компетенции. Установились неформальные отношения с учителем — куратором клуба. Это помогло научиться общаться с взрослыми на равных, чего обычно не хватает нашим школьникам, которые выходят во взрослую жизнь.
— При отношениях внутри клуба дети научились с уважением относиться к мыслям других, а значит, научились культуре дискуссии.
И, в конце концов — важнейшие, сущностные результаты. Во-первых, ученики присоединились к настоящей общественной деятельности, и почувствовали, что добро другим делать приятно. Во-вторых, они (надеюсь, на всю жизнь) сознательно отождествляли себя с русской культурой — как с ее богатыми традициями, так и с динамической и перспективной современностью.
Во-первых, участие в музыкальном клубе способствует развитию художественного вкуса и музыкальных способностей у детей. Ребята учатся петь, играть на различных инструментах, осваивают основы сольфеджио и ритмики. Это помогает им лучше понимать музыку, чувствовать эмоции, заложенные в произведении, а также развивает слух, память и внимание. Такие занятия стимулируют интеллектуальное развитие и могут положительно влиять на успеваемость по другим предметам.
Во-вторых, музыкальный клуб способствует развитию самовыражения и уверенности в себе. Когда дети выступают перед аудиторией, они учатся преодолевать страх, раскрепощаются и получают опыт публичного выступления. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируется личность и самооценка. Музыка даёт детям возможность высказать свои мысли и чувства через искусство, что очень ценно для их эмоционального развития.
В-третьих, работа в коллективе — один из важнейших аспектов участия в музыкальном клубе. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать в команде, прислушиваться к мнению других, уважать старших и поддерживать сверстников. Совместные репетиции и концерты объединяют участников, создают атмосферу дружбы и взаимопонимания, формируют чувство принадлежности к чему-то большему, чем отдельная личность.
Также нельзя забывать о том, что музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей. Она помогает справляться со стрессом, переключаться с учёбы на творчество, получать радость и удовлетворение от любимого дела. В условиях современной школьной нагрузки такой «клуб по интересам» становится настоящей находкой для многих детей.
Таким образом, детский школьный музыкальный клуб — это не только возможность заниматься любимым делом, но и мощный инструмент всестороннего развития личности. Он способствует формированию не только музыкальных навыков, но и качеств, необходимых каждому человеку: ответственности, трудолюбия, усидчивости, умения работать в коллективе, открытости миру и веры в себя. Поэтому поддержка и развитие таких кружков в школах является важной задачей как педагогов, так и родителей.