Из опыта работы организатора детского досуга.
В течение 2005 — 2008 учебных годов в нашей школе осуществляется довольно интересный и перспективный, на наш взгляд, проект «Наша музыка». Его участники — ученики 9 — 11 классов, заинтересованные музыкальной жизнью нашей страны. Уже при выборе названия были определены основные направления деятельности. Наша — это, прежде всего русская музыка. Во-вторых, наша музыка, которая интересует именно нас, а не кого-то другого.
Ценность этого проекта в том, что инициатором его были не администрация или другие ведущие структуры, а сами ученики. Координатором и консультантом стал заместитель директора по воспитательной работе, который одновременно координировал деятельность ученического самоуправления.Приступая к работе, мы ставили перед собой несколько целей:
— расширить собственные знания о современной русской музыке;
— присоединить к активной деятельности через разнообразные формы работы других учеников (в первую очередь 6 — 8 классов);
— через деятельность неформального клуба по интересам помогать школьникам приобретать компетенции: коммуникативные, информационные, социальные, общественно-политические.
Почему было выбрано именно такое направление деятельности? Мы исходили из того, что подавляющее большинство школьников в той или иной степени интересуется музыкой, на этой почве создаются и существуют многочисленные неформальные группировки. Но чаще всего они рассеяны, не общаются, а то и враждуют между собой.
Толчком для создания музыкального клуба стала интересное наблюдение: оказывается, очень многие ученики среднего школьного возраста и даже младших классов уже переболели многими «фабриками» и «народными артистами», стали интересоваться современной русской музыкой. А некоторые из них демонстрируют завидную осведомленность.
Значительную роль здесь сыграли те самые 75% музыки «русского происхождения» на FM-станциях и ТВ как бы скептически к ним ни относились.
Краткая история создания клуба
Клуб «Наша музыка» начал работу не на пустом месте. Точкой отсчета, как ни странно, можно считать 1996 год. Тогда сегодняшние десятиклассники только пришли в школу. Чтобы один из таких обязательных моментов расписания, как физкультурная минутка, проходила интереснее, мы использовали записи современных популярных групп. Детям они очень нравились. Девочки даже придумывали под них разные танцевальные движения. На этот период пришлось и первое знакомство с живым исполнением русских песен. Очень талантливая личность — выпускница нашей школы Елена Астахова — начинала пробовать себя в жанре бардовской песни. Одними из первых слушателей были ученики, которые затем составили актив музыкального клуба.Еще одним толчком к созданию школьного музыкального клуба стала акция краевого телевидения «Рождественские подарки для школ». Тогда волонтеры привезли к нам в школу кассеты с русской музыкой и видеофильмы. Вот тогда и было решено создать нашу общую фонотеку, чтобы каждый мог прийти и взять послушать понравившийся запись. Разумеется, не все ученики пользовались этой возможностью. Некоторым это было просто неинтересно. Зато обращались ученики из других классов и просили послушать что-нибудь из нашей фонотеки. Кроме того, обо всех новых записях мы сообщали всем заинтересованным. За небольшое время фонотека расширилась с 26 кассет к 60.
Стало очевидно, что просто слушать записи было уже недостаточно. Не хватало информации о группах и исполнителях. Искали ее в газетах, журналах, обменивались, копировали.
Наилучшие дела клуба
Где-то в 8 классе некоторым ученикам родители начали позволять ездить в краевой центр на концерты вместе с учителем. Но самой существенной преградой были все же не запреты родителей, а недешевые билеты. Поэтому обычно более пяти человек собрать не удавалось. Но и в таком минимальном составе мы посетили самые значимые музыкальные события краевого центра.
Когда на базе нашей школы проходил семинар для заместителей директоров по воспитательной работе, мы поделились собственным опытом создания музыкального клуба и пригласили барда Дмитрия Березкина, чтобы он спел свои песни для учителей и учеников. Правда, бдительные «доброжелатели» не упустили возможности позвонить «куда положено», но многие дети еще долго спрашивали, когда к нам снова приедет этот интересный и неординарный человек.
Очевидно, настало время для более систематизированной и целенаправленной деятельности клуба. На заседании совета учеников старших классов решили создать клуб, выработали план работы. Таким образом, музыкальный клуб «Наша музыка» стал частью общешкольной воспитательной работы.Многие клубные дела были внесены в план работы школы. Деятельность клуба стала органичной частью субботнего расписания. Тем более в рекомендации к организации воспитательной работы советовали «организовать целенаправленную работу для ознакомления учащихся с различными жанрами отечественной популярной музыки, а также с творчеством современных русских авторов и исполнителей».
Нам удалось создать общешкольную фонотеку. В ней было более 400 компакт-дисков и кассет разнообразных жанров: бардовская музыка, все современные проекты, альбомы средневековой и фольклорной музыки. Клуб существовал и развивался. В новом веке у многих учеников появились дома компьютеры. Это значительно расширило наши возможности.
Школьников привлекли дискуссии. Темы дискуссии мог предложить каждый член клуба, поэтому они были живыми, актуальными и интересными. Дети очень серьезно к ним готовились, искали материал, аргументировали свою позицию. С методикой дебатов, подготовкой модераторов помогли учителя.
Результаты деятельности
— Участники научились критически работать с информацией, анализировать и обрабатывать ее: регулярно просматривали музыкальные издания, отбирали наиболее ценную информацию, систематизировали и доносили до учеников в такой форме, чтобы заинтересовать и приобщить к клубу больше друзей.
— Историческая музыка помогла глубже заинтересоваться школьными предметами: историей, художественной культурой, литературой.
— Ученики освоили компьютерные программы, переписывая музыку, меняя форматы аудиофайлов, набирая тексты, вкладывая информационный листок.
— Появились навыки самоорганизации. Много мероприятий (поездки на литературные и музыкальные вечера, концерты, дискуссии («Рок и независимость», «Рок против попсы» и др.), Выпуск информационного листка клуба «Наша музыка», конкурс «Угадай мелодию») ученики готовили самостоятельно, иногда обращаясь за консультациями. Учителей приглашали на презентации.
— Самоуправление перестало быть формальной структурой: дети поняли, что оно существует для решения конкретных дел, нужных ученикам. В самоуправления появился новое интересное направление деятельности, которое стало наиболее привлекательным.
— Ученики приобрели коммуникативные компетенции. Установились неформальные отношения с учителем — куратором клуба. Это помогло научиться общаться с взрослыми на равных, чего обычно не хватает нашим школьникам, которые выходят во взрослую жизнь.
— При отношениях внутри клуба дети научились с уважением относиться к мыслям других, а значит, научились культуре дискуссии.
И, в конце концов — важнейшие, сущностные результаты. Во-первых, ученики присоединились к настоящей общественной деятельности, и почувствовали, что добро другим делать приятно. Во-вторых, они (надеюсь, на всю жизнь) сознательно отождествляли себя с русской культурой — как с ее богатыми традициями, так и с динамической и перспективной современностью.