Взрослому грамотному человеку конечно трудно согласиться с тем, что кто-то или что-то руководит его жизнью, что его судьба предопределена. Стереотипы, модели поведения, конструкции взаимоотношений давно и напрочь вбиты в наше подсознание и всплывают по мере необходимости при первом запросе из глубин мозга как руководство к действию.
В жизненном сценарии, как в театральной пьесе, можно выделить главного героя — самого человека, а также персонажей, играющих второстепенные и эпизодические роли, имеются также главные темы и сюжеты.
А для разных людей это разные жанры: для одних — триллер, для других — комедия, для других — сентиментальная мелодрама или трагедия.
Действие сценария начинается с момента рождения человека и заканчивается его смертью — каким оно будет, напрямую зависит от содержания пьесы.
По мнению некоторых психологов, все начинается с момента зачатия ребенка. Условия, в которых был зачат ребенок, отношения между родителями, желание иметь детей и т.д. — все это оказывает огромное влияние на содержание пьесы.
Люди редко становятся авторами сценария своей судьбы.
Ещё в раннем детстве они получают от своих родителей «карту» с инструкциями о том, куда направлять жизнь, основные остановки и конечный пункт назначения. Ребенок узнает свою предполагаемую роль через слова мамы и папы, наблюдая за их жизнью. Вместо знаменитых «Что хорошо, а что плохо», «Что можно и что нельзя делать», малыш получает скриптовые сообщения для многих областей жизни: профессии, семьи, секса, религии, обучения, дружбы.
Важно не только то, что говорят родители, но и то, как они это делают. Директива может быть построена по-разному: полным отрицанием «Не делай этого!», частичным отрицанием, указывающим альтернативу «Сделай это вместо этого!» или утверждением «Сделай именно это!».
Часто на словах родители предлагают ребенку одну вещь, и при всем своем поведении они демонстрируют полную противоположность.
В каждой семье есть модели сценариев, которые передаются из поколения в поколение. Неосознанно программируя жизнь своих наследников, их родители передают им то, что они узнали от своих родителей. Типичным примером семейной модели, повторяемой в каждом новом поколении, являются так называемые профессиональные династии. В них ребенок прописан с раннего возраста и должен следовать определенному профессиональному сценарию. С другой стороны, есть семьи, которые сознательно отвергают традиционные семейные сценарии.
Все зависит от предпочтений взрослых.
Детство — это не просто смешные детские шалости, детские первые шаги, веселые детские мысли. Это сложный период, когда устанавливаются самые сложные психологические программы, которые во многом будут определять дальнейшую жизнь ребенка и будут влиять на его жизненный путь. В раннем детстве происходит процесс программирования психики ребенка, устанавливающий поведенческие стереотипы, которые станут частью поведения нашего взрослого ребенка в будущем.
- Самоуважение, отношение к своей внешности, таланты, способности, осознание своей собственной ценности и важности, вера в свои силы, ощущение своих огромных ресурсов, способность постоять за себя и найти достойное место в любой иерархии.
- Привычки в общении, проявления потребности в общении, интерес к миру людей, умение угадывать чувства и настроение окружающих, дружелюбное отношение к людям в сочетании с чувством собственного достоинства и умением защищать себя.
- Уверенность в мире и стремление активно искать свое место в нем, умение расширять собственное сознание и ассимилировать новое в различных сферах жизни, необходимость искать новое.
- Гендерная идентификация, принятие женского и мужского поведения. Ребенок воспринимает от родителей склонность выполнять определенные социальные роли.
- Привычки общения в семье, необходимость принадлежать к семье, привязанность к ней, необходимость заботиться о членах семьи, получать радость от заботы о своих близких, желание дарить им подарки и приносить им небольшие радости.
- Модель собственной семьи в будущем, представление о роли родителя, супруга, поведения в повседневной жизни и отношения к детям в будущей семье.
- Способность выживать в стрессовых ситуациях, не терять надежду в ситуациях, которые кажутся абсолютно безнадежными. То, как человек реагирует на стресс — будет ли он паниковать, испытывать беспокойство и страх или сможет спокойно, рационально решить проблему, во многом определяется его детским опытом.
- Способность приспосабливаться к новым условиям, принимать гибель людей, противостоять ударам судьбы, удивительным образом зависит от уроков, данных ему его родителями.
- Привычки к биологическому выживанию, способность удовлетворять свои биологические потребности, стремление накормить и согреться, постоянно улучшать условия жизни.
- Способность руководить, заставлять других делать то, что он хочет, подчинять их своей воле, манипулировать ими, проявлять силу и защищать их интересы.
- Умение выражать свои чувства. Нормальная самооценка и доверие к миру, привитые в раннем детстве, получение поддержки от семьи, помощь в построении открытого характера, стремление поделиться своими чувствами.
- В раннем детстве устанавливается способ выражения негативных чувств, гнева, несогласия, и чаще всего они копируют родительское поведение.
- Физическое здоровье во многом зависит от опыта ребенка, от того внимания, которое семья уделяет физической активности ребенка. Кроме того, отсутствие стабильной семейной среды и ошибки, допущенные при воспитании ребенка, могут привести к хроническим психосоматическим заболеваниям, которые возникают в детстве и становятся нежелательными, но преданными спутниками взрослого.
- Травмы, пережитые в детстве, по-видимому, живут в подсознании старика и продолжают оказывать разрушительное воздействие на восприятие мира и его связь с ним.
- В детстве устанавливается система ценностей, которую ребенок воспринимает от родителей.
Родители чаще всего пишут сценарий для жизни своего ребенка. И лучший трюк, который они могут использовать при этом, это личный пример.