Звук баяна создается потоками воздуха, проходящими через язычковый агрегат инструмента. Подача воздуха начинается после открытия одной или несколькими кнопками клавиатуры соответствующих клапанов (отверстий). Пока нажата кнопка и в воздушной камере движением меха создается давление, воздух поступает на язычки, которые от этого вибрируют, издавая звук.
Как только кнопка отпускается, прекращается подача воздуха на язычок и звук прекращается. Прекратить звучание инструмента можно также остановкой движения меха: давление в воздушной камере меха падает, потоки воздуха перестают поступать на язычки.
Чем сильнее потоки воздуха, поступающие на язычки, тем громче звук. Чтобы увеличить силу потока воздуха, нужно приложить большее физическое усилие на растяжение или сжатие меха.
Ослабление потока воздуха и, как следствие, уменьшение силы получающегося звука достигается ослаблением сжатия или растяжения меха. Чтобы почувствовать, как меняется динамика звука баяна, выполним следующее упражнение. Нажимает произвольно на одну из кнопок правой клавиатуры, и начинаем раздвигать мех инструмента. Управляет движением меха левая рука, находящаяся в рабочей позиции на левой боковой крышке баяна под кистевым ремнем.
Сначала двигаем мех легкими усилиями, затем постепенно увеличиваем силу растяжения меха. Заметили, как увеличилась сила звука на промежутке от начала и до конца игры? Теперь попробуем выполнить это упражнение с разными усилиями, растягивай и сжимая мех то сильнее, то слабее. Не трудно заметить, что получается своеобразная звуковая синусоида: баян звучит то громче, то тише. Следующий момент. Играем ту же ноту, двигая мех легкими рывками. Заметили, как баян начал отдавать звук? Да, звук стал отрывистым. Мы словно поставили знаки ударения в звучащей ноте
Выполняя эти упражнения, не нужно прилагать к меху максимальные усилия. Звук баяна весьма чувствителен к движению меха. Любые неровности в движении меха, необоснованные сильные рывки тотчас отражаются на звучании, делая звук форсированным, некрасивым.
С самых первых занятий нужно учиться работать мехом деликатно, методично и целенаправленно добиваясь полноценного, ровного, насыщенного, красивого звука.
Чувство меха будет у вас формироваться постепенно в процессе игры и контроле за сжимом и разжимом. В нотных материалах самоучителей и некоторых сборниках нот для начинающих баянистов специальным значком указывается, в каком месте нотного текста нужно начинать сжим или разжим меха. Идея сама по себе хороша: увидел значок – начинаешь растягивать, увидел другой – сигнал к сжатию. На практике же зачастую такой метод себя не оправдывает: то не хватает воздуха для игры на определенном знаком отрезке нотного текста, то его с избытком в воздушной камере меха. Это зависит и от технического состояния инструмента, и от особенностей разучиваемого произведения и от силы мышц, управляющих движением меха.