Школьный музыкант

Музыка без души

Я из категории тех страдальцев, у которых «раньше было лучше». Например, вот сейчас, с опозданием лет на двадцать, я расслушал для себя мелодичный евродэнс конца восьмидесятых — середины девяностых. И пришел к выводу, что с тех пор в мире популярной музыки — той самой, которая попадает в чарты на радио и тв, — похоже, произошло что-то непоправимое. Какая-то катастрофа. Я не могу понять, как это случилось. И никакие «хуки» и «жирный звук» не спасают положение. Когда я слышу то, что сегодня звучит в популярном эфире, я не чувствую ни капли радости. Никакого удовольствия вообще.

Я могу включить себе какой-нибудь старенький Silent Circle — и у меня внутри появляется такое приятное ощущение щекотки. И ведь это не бог весть какая музыка — просто легкий танцевальный поп. Без особых притязаний. И вот оказывается, что между ним и современным попом — бездна разницы. Там и ритм прощупывается, и мелодия запоминается. Звуки приятные для уха. Голоса живые. Слова простые — но не грубые. Тексты незамысловатые — но не отталкивающие. Они не вульгарные, не вызывающие, не похабные, не оскорбительные и не бредовые. И это уже много!

По сравнению с тем, чего можно наслушаться из динамиков сегодня на любых языках. А уж что до «музыки» и «пения» у популярных героев нашего дня — тут уж и просто сказать нечего. То страдальческие завывания, то голоса пластиковых манекенов, то такое муэ-муэ-муэ — как размазанная манная кашка. Бесконечные коллаборации ноу-нейм однодневок с такими же ноу-нейм однодневками. А радости и драйва — нет. И шевелиться под это ынц-ынц не хочется. А под старенькое ынц-ынц — хочется. Вот звучит оно так.

Мне от этого грустно. Я думаю, что музыка, которая играет из каждого утюга, очень здорово влияет на общий эмоциональный фон. Я рад, что в моей юности в этих утюгах весело колбасил тарзанистый E-Type и голосила колоритная Армия Любовников. А не мяукал максимально никакой Эд Ширан и не бубнила Билли Айлиш со своим фирменным обдолбанным видом. Поклонники (если таковые есть) — уж простите.

Раньше, чтобы быть музыкантами, надо было уметь одновременно играть, петь, записываться живьём, выступать. А если что-то не получалось, приходилось всё переписывать заново. Это уже ставило определённую планку образования и мастерства, поэтому общий уровень музыкальной эстрады был вполне приличным.

Появление компьютера и звуковой платы одновременно и облегчило творчество, и убило его. Никто больше не играет, ни поёт, ни сочиняет — это стало не нужно. Все подставляют готовые грувы и сэмплы с дисков и обрабатывают их эффектами, отсюда и отсутствие мелодий. Нынешняя «музыка» — это лишь соревнование в качестве эффектов на одни и те же сэмплы.

Слух также стал не нужен — можно проблеять на одной ноте невпопад свой текст, а потом в Мелодине изменить ноты и расставить их по ритму, а на сцене включить фанеру и нанять голых тёток для плясок. Музыка из искусства превратилась в семейный бизнес, передающейся по наследству — папа встал с компьютера, за него сел сын и взял папину пачку с грувами и Мелодином.

Мировые лейблы это дело увидели и переключились с раскрутки музыки на раскрутку личностей самих исполнителей, и, как оказалось, ничего не потеряли — доходы не упали, а контроль над результатом вырос. Так что отсутствие красивых мелодий — это результат того, что музыкой профессионально теперь занимаются люди без слуха, но со связями. И, тем не менее, не всё так плохо — нам осталось богатое наследство, на всю жизнь хватит — слушать, не переслушать!

Мода на красивые мелодии не уйдет никогда. Но невозможно сто лет выдавать на-гора красивые мелодии в жанре легкой музыки в таких диких объемах, как в период 50-90 годов 20 века, когда стали доступны домашние фонотеки и проигрыватели винила. Рэп — вот граница, за которой многомиллиардный музбизнес стал впаривать желающей развлечения публике музыку для ног без души, без мелодии, что с прибылью компенсировалось алкоголем и прочими стимулирующими веществами.

Дело в том, что написать красивую мелодию нужен настоящий талант. И вот именно с талантами проблема. Куда-то хорошие композиторы делись. А уж мода следует за этой тенденцией. Всё действительно скатилось к какому-то рэпу. При этом, заметьте, когда рэповские композиции только появлялись их ещё, разбавляли каким ми то 3-5 нотами. Что бы хоть как-то «цепляло».

Сейчас даже этого нет-сплошной ритм без мелодии вообще. Битлы, похоже, последние были, которые исключительно за счёт мелодичности вылезли и останутся навсегда как непревзойдённые мелодисты. Ни одна группа столько замечательных музыкальных тем не написала…У нас в СССР тоже много прекрасных композиторов было…Сейчас ни одного не знаю. Может из-за того, что в распоряжении у нас всего 7 нот?

Массовость и упрощение в производстве музыки, когда любой может сделать дома на компе рэпчик скачав минусовку в три аккорда и выложить в инет, уничтожили и дискредитировали профессионализм и качество продукта. Большие идеи, когда музыка — это больше чем просто фон (с цепляющими заставляющими ощутить чувство полёта мелодиями и рифами, культовыми артистами) отошли в прошлое или доживают на старом багаже последние дни, никто больше ни во что не верит по-настоящему.

Создавать в таких условиях что-то принципиально новое не получается, на кого ориентироваться то? Кто потреблять будет сложные мелодии, если человек ролик дольше трёх минут с трудом смотрит? Нет новых жанров, ярких талантов и больших имён. У людей, смотрящих тик-ток и единственными жизненными приоритетами считающих бабло, голосом поколения могут быть только элджеи, бузовы, тимати, егорыкриды и другие выдающиеся певцы-композиторы-музыканты… Упор идёт на роскошь и надутую задницу в клипах с красивым жирный звуком, причём даже это все до тошноты вторично по отношению к западным релизам.

Раньше люди майки с портретами музыкантов носили, кассеты переписывали, играли друг другу что-то на гитаре, это было в большой степени модным, даже сакральным … Искусство и музыка в частности, всегда отражают состояние общества. Сейчас музыкальный мир испытывает острейший кризис хороших мелодий. Что беспокоит вдвойне — они молодежи и не нужны. Засилье рэпа и хип-хопа напрочь обесценило мелодию. Новые Мородэры, Морриконе и Фэрианы не видны даже на дальних подступах.

Добавлю к этому литературно-смысловую составляющую. Скажем честно — с текстами вообще полная катастрофа, но мне кажется — она имеет искусственный генез. Идет намеренная дебилизация подрастающего поколения.

Популярность современных поп исполнителей — чаще всего накрученная. Это не заслуга музыкантов, это заслуга маркетологов-пиарщиков, которые знают, как внедрить в сознание ту, или иную идею. Есть ещё такой инструмент, как Окно Овертона, когда нам внушают, что то, что мы считали унизительным для себя, и вообще ужасным — не так уж и плохо.

Посмотрите, что происходит. Как, не умеющая петь Бузова стала поп дивой???????? Да очень просто. Ей накрутили инстаграм, львиная доля миллионов её пользователей — это боты, которые можно тупо купить. Делается это для того, чтобы «создать атмосферу популярности», на что и покупаются остальные люди. Банальная психология играет с нами злую шутку, поскольку мы с вами — существа социальные и зависимые от мнений других социальных существ в этом мире.

Подумайте вот над чем. Раз можно сделать «популярной» такое днище как Бузову, то что можно сделать с настоящим талантом. И ещё подумайте о том, кому это выгодно, чтобы в топах было такое дно. И — для чего? В музыке — должна быть душа, музыка обязана быть эмоциональной, иначе, она выходит за рамки такого понятия как «произведение искусства». Музыка без души — тупо, мёртвая музыка, атональное «окружение», без всяких признаков, свойственных настоящей музыке. Музыка обязана вызывать эмоциональный отклик у слушателя (если это — произведение искусства). Самый главный музыкальный критерий — это срок годности музыки. Если вашу композицию слушают десятилетиями напролёт — это произведение искусства, а если забывают после выхода с площадки и не могут на следующее утро вспомнить имя автора — это халтура.

В США выходит + — 10000 музыкальных альбомов в год, безусловно, в основном, на высоком профессиональном уровне, ибо конкуренция и все такое. Но целесообразно ли в таких условиях «рожать» годную мелодию, тем более если ты профессионал и понимаешь, что двух Морриконе, Вангелисов, Рыбниковых (почему нет? Он в этом же ряду!) и прочих не будет.

Засилье 3-х нот я стал замечать с начала эпохи R&B, репа и пр. Электронные приспособления, при наличии таланта у музыкантов, способны аранжировать любые три ноты как угодно эффектно+шоу+ яркий проект. А вкусы потребителя-подростка (как бы нам ни хотелось, но основные потребители именно они) формируются шоубизнесом.

Конечно, забавно смотреть как раньше молодежь рукоплескала джазу, потом Синатре, Дину Мартину и многим-многим другим, ближе к эпохе диско, на концертах, а теперь юную генерацию вполне удовлетворят три красиво оформленные ноты и песня в три блока.

Все, что происходит, есть потребность общества иметь только то, что оно хочет. Время композиторов уже давно нет и вряд ли вернётся. Если хотите что-либо уничтожить в искусстве, то сделайте это предельно массовым и тогда любой может считать себя композитором, поэтом и режиссёром.

Exit mobile version