Ладовое чувство — это способность распознавания функций звуков мелодии, если все ее звуки воспринимаются в их отношении тоники и других ступеней строя. Именно развитое Ладовое чувство позволяет чувствовать эмоциональную выразительность мелодии. Для детей дошкольного возраста (и даже младших школьников) основную информацию о характере музыки несет не столько ее организация, сколько динамика, регистр, темп. Мелодичная ориентация при восприятии музыки свидетельствует о понимании слушателем взаимозависимости звуков, распознавание мелодии в независимости от изменения темпа, регистра, динамики, проявляется уже в пятилетнем возрасте. Содействовать становлению мелодической ориентации может систематическая работа по накоплению дошкольниками словаря мелодий-интонаций в процессе восприятия музыки и пения. Традиционно широко используются в музыкальном воспитании дошкольников произведения, которые имеют в своей основе мажор и минор — лады, широко распространенные в европейской музыке. Это значительно обедняет слуховой опыт ребенка. Логично предположить, что узко объемные лады (терцевые, квинтовые и др.) народной музыки более доступны для детского восприятия, и их освоение должно быть необходимым этапом в музыкальном развитии ребенка. В свое время С. Кодой отмечал, что для детского сада особенно подходят пентатоничные мелодии как более доступные и характерные для национальной музыки.
Если Ладовое чувство – перцептивный (ответственный за восприятие) компонент мелодического слуха, то музыкально-слуховые представления — репродуктивный (ответственный за воспроизводство) компонент мелодического слуха и непосредственно связан с интонированием детьми звуков мелодии голосом или исполнением их на музыкальном инструменте. Чистое интонирование звуков мелодии является последним этапом в развитии этой способности, в то время как предыдущими этапами покорения детьми звукового пространства будут игра регистрами голоса, проговаривание слов в ритме напева, интонирование мелодии на 1-2 звуках, воспроизведение общего направления мелодии с чистым интонированием большей или меньшей численности ее звуков. Но в своем индивидуальном поэтапном становлении этой способности дошкольник проходит почти те же этапы, что и Человек в своем историческом развитии. Именно в образцах фольклора зафиксированы и сохранены этапы становления музыкального мышления человека, отражены в типичных напевах характерные для различных периодов этого становления типы интонирования мелодии.Таким образом, путь ребенка к чистому интонированию неизбежно идет через освоение первичных типов интонирования, которые в свою очередь зафиксированы в фольклорных образцах различных жанров. Эти образцы предлагают интонационные и ладовой эталоны, последовательное освоение которых является необходимым шагом в индивидуальном музыкальном развитии.
Нельзя не остановиться и на такой особенности песенного фольклора, как исполнение этих произведений без аккомпанемента (a capella). Учет этой особенности и использование в работе с дошкольниками именно такого пения позволяет более продуктивно работать над формированием чистоты интонирования, что означает и дополнительные возможности в развитии мелодического слуха ребенка.
Музыкальное мышление дошкольника трактуется как осознание четкости музыкального образа на основе распознавания музыкальных интонаций, их изменения и развития. Репродуктивное музыкальное мышление связано с пониманием воспринятого музыкального образа, а уровень его развития у дошкольника оценивается по высказываниям о настроении и характеру музыки, выделения жанра произведения, понимания его функционального назначения. В развитии этой способности фольклор не имеет особых преимуществ перед другим музыкальным репертуаром, например, классической музыкой. Дело в том, что в большинстве случаев отдельные авторские произведения могут отражать гораздо больше эмоциональных оттенков, использовать более яркие средства выразительности. В фольклоре больше типичности интонаций и ритмов (за исключением поздних его слоев), эмоциональные оттенки более однородны в пределах определенного жанра. Принципиальная разница в характере и образах фольклора наблюдается при сопоставлении произведений, принадлежащих к разным жанрам.
Поэтому, для более эффективного развития репродуктивного музыкального мышления дошкольника, расширения его представлений о характере музыки, необходима демонстрация жанрового разнообразия фольклора, знакомство с различным функциональным назначением этих жанров и, как следствие этого, — понимание дошкольниками настроения и характера фольклорных произведений именно в связи с жанром.
Очень широкие возможности имеет фольклор в развитии продуктивного музыкального мышления, которое проявляется у дошкольников через создание собственных небольших «сочинений», которые, чаще всего, носят импровизированный характер — одновременно «мыслятся» и выполняются, создаются «с ходу». Типичность ритмики, ладового строения различных образцов фольклора в рамках определенного жанра (например, колыбельных) значительно облегчают создание своей импровизации в этом жанре, которая в данном случае создается по определенной «формуле» и делает музыкальное творчество доступным видом деятельности почти для каждого ребенка.
Сами фольклорные произведения, как правило, существуют в большом количестве вариантов, которые несколько отличаются ритмикой, мелодией, текстом. Восприятие дошкольниками таких вариантов позволяет им хорошо осознать саму возможность вариативного преподавания музыкального материала, увидеть возможные варианты изменения произведения, тем самым активизировать их собственное творчество.В формировании слагаемых музыкально-эстетического сознания музыкальный фольклор успешно способствует формированию интереса детей к музыкальной деятельности. Слитность в одном произведении многих элементов (песни, танца, игры на инструменте, игры) позволяет каждому ребенку проявить себя в наиболее интересных для него видах музыкальной деятельности и, одновременно, заставляет его участвовать в других ее видах.
Существующая тесная связь фольклора с явлениями жизни делает музыкальный материал более привлекательным для дошкольника, позволяет выходить за рамки исключительно музыкальной деятельности. Сложно вести разговор о роли фольклорного репертуара в формировании музыкальных предпочтений дошкольников. Согласитесь, трудно представить себе дошкольника, который будет отдавать фольклору преимущество перед, например, современной музыкой, вокальными произведениями для детей и др. Но, безусловно, включение в музыкальную деятельность фольклорных произведений зафиксирует в подсознании ребенка ценность фольклора, позволит определить его место и роль в музыкальной культуре общества. Все это в более зрелом возрасте, если даже и не вырастет в особую заинтересованность этим видом искусства, то позволит с уважением относиться к фольклорной культуре, будет способствовать пониманию и восприятию ее.
Знакомство со звучанием традиционных музыкальных инструментов (домры, гармошки, балалайки и др.), их названиями и особенностями конструкции позволит расширить представления детей о музыкальных инструментах в общем, активизировать музыкальное восприятие и умственную активность детей (например, при сравнении звучания одного произведения в исполнении различных фольклорных инструментов и инструментов симфонического оркестра). Вместе с получением и расширением знаний о музыкальном искусстве дошкольник получит знания и о конкретных музыкальных произведениях фольклора, что сделает эти произведения распознаваемыми для него, позволит создать в сознании дошкольника своеобразный «Каталог» общеизвестных национальных музыкальных символов.
Таким образом, национальный музыкальный фольклор, расширение использования которого в воспитании дошкольников обусловлена современным социокультурным положением, имеет и разнообразные возможности в музыкальном развитии дошкольника, формированию компонентов его музыкальной культуры.
Использование педагогом произведений музыкального фольклора в работе с дошкольниками требует специальных знаний об особенностях фольклора как вида искусства, о некоторых особенностях ладового, ритмического строения произведений русского музыкального фольклора.