Однажды, блуждая по каталогам «Али-экспресс», я наткнулся на детскую блок-флейту. Цена была более чем демократичной. Идея организовать ансамбль блок-флейтистов родилась сразу. И вот уже несколько лет я занимаюсь воплощением этой идеи в жизнь. Блок-флейта на первый взгляд очень простой инструмент, который могут легко освоить дети в любом сознательном возрасте. С одной стороны верно: обучение проходит быстро и без особых проблем. Но существует при обучении масса всевозможных нюансов, которые могут значительно задержать освоение инструмента. Для повышения эффективности обучения в этой области я разработал и внедрил свою программу занятий и комплекты упражнений для начинающих. Целью этой программы и упражнений ставится именно быстрое обучение игре на блок флейте. Уже на второй неделе занятий мои ученики начинают осваивать простейшие мелодии.
Что получают дети от коллективной игры на блок-флейтах?
— Они погружаются в чудесный мир музыкальных звуков!
— Они открывают радость создания музыки своими руками!
— Они хотят знать секреты создания музыки!
— Они приобретают музыкальные навыки и теоретические знания!
— Они развивают свою культуру и музыкальные интересы!
Много это или мало? Я думаю, спектр полезностей от коллективного музицирования достаточно велик. И упускать такое мощное средство воспитания никак нельзя.
Я придерживаюсь правила: чем меньше возраст детей, тем чаще занятия, но более короткие по времени. Для детей старшего возраста, продолжительность занятий увеличивается, а частота уменьшаются. Но при этом флейтисты получают задания на дом в виде специальных упражнений на освоение инструмента, развитие техники и координации пальцев. Конечно, не только возраст детей определяет продолжительность занятий.
Из многолетней практики я знаю, что начальные упражнения довольно однообразны, утомительны, менее привлекательны для детей и утомляют их, вызывают чувство скуки и потерю интереса к инструменту. Чтобы ликвидировать эти негативные моменты в начальном обучении я использую много упражнений без инструмента. Это и ритмические упражнения, и упражнения на дыхание, и пальчиковые игры. Все это позволяет ребятишкам отвлечься от рутины однообразных упражнений и делает занятия интересными и увлекательными.
Основой для выработки хорошей техники является правильное использование работы мышц пальцев и рук, а также правильного, рационального дыхания.
Итак, дети играют на флейте. Я знаю из профессиональной практики, что не так-то просто на начальном этапе ребенку нащупывать отверстия на инструменте и координировать работу пальцев. Многие обучающиеся в течение длительного времени не закрывают отверстия точно, и звуки звучат не чисто.
Здесь не следует давить на детей, делать строгие замечания. Ведь дети убеждены, что делают все возможное, чтобы играть лучше. Они радуются каждой попытке взятия очередной ноты, успешной или неудачной. Ясность звука для них не важна, важны только усилия, приложенные для получения заданной ноты.Когда я сам учился играть на флейте, я учился еще и терпению. Это я стараюсь внушить своим ученикам, научить их работать над каждой ноткой самым тщательным образом. В то время как в конце первого месяца некоторые дети начинают играть правильно короткие технические упражнения, большинство уже играют легкие песни. Такая неравномерность объясняется многими причинами: различие в природных и приобретенных музыкальных данных, различие в развитии гибкости пальцев, различие в умении координировать действия пальцев левой и правой руки и т.д. Я всегда адаптирую свои требования к способностям и данным ученика.
Дисциплина на коллективных занятиях имеет важное значение. Если учитель сразу и навсегда не установит правила обращения с инструментами, правила поведения во время занятий и на перерывах, то класс превратится в муравейник, из которого будет доноситься какофоническая музыка. Ребятишки любят от души посвистеть во всю громкость, бросают флейты на сидения, крутят им «головы». Все это нужно пресекать. Спокойно, без повышенных тонов раз за разом напоминать детям, что инструмент нужно укладывать во время перерывов на специальный стеллаж или полку, т.е. таким образом, чтобы он не катился. Ведь флейта очень хрупкий инструмент и практически любое ее падение на пол заканчивается плачевно.
Я также заметил, что для новичков не имеет значения, какой палец закрывает отверстие. Они, конечно же, заботятся об их плотном закрытии и стараются сделать это проще. Но просто – не всегда правильно. Закрытие отверстий определенным пальцем – это канон. Вот примерно такие диалоги у нас бывают с детьми на тему верного закрытия отверстий на флейте.
Я: «Оля, у тебя есть своя дом?» Ола: «Есть».
Я: «Коля, а у тебя есть свой дом? Коля: «Да».
Я: «Вы часто меняетесь своими домами? Дети (со смехом): «Нет».
Я: «У каждого пальца также есть дом, и он живет в этом доме. Пальцы также не меняет свои дома, то есть отверстия».
Крайне важно сразу обращать внимание на то, как ребенок держит инструмент. Стоит потратить время, чтобы проверить каждого ученика, даже в большом классе, потому что для изучения и исправления ошибок потребуется намного больше времени.
Первые упражнения в играх я называю игрой в «эхо». Смысл состоит в том, чтобы дети прослушали ритм, который я проиграл, и повторили его на одном звуке. Затем они играют ритмические темы, прочитанные из нотной записи. Затем, вместе, мы создаем и записываем ритмичные темы на доске и играем их. Ноты каждый раз при повторении меняются. Одна группа, например, воспроизводит заданный ритмический рисунок на ноте «Ми», другая, на ноте «Соль».
Таким образом, с самых начальных занятий учатся слушать и воспроизводить коллективно двухголосие, а в последствии и многоголосие.