Дети не покупки в супермаркете, мы их не выбираем. Они выбирают нас. Значит, мы должны дать им то, что им нужно для их индивидуального развития, исходя из своих сил, ресурсов, знаний и представлений о том, что мы считаем для них правильным. Усреднить невозможно. Можно любить и растить так, как умеем. Просто некоторые родители, педагоги и наставники не перешагивают за пределы того, что умеют сами, или того, к чему привыкли в своем детстве. Другие же растут вместе с ребенком, учатся, открывают что-то новое, ищут непроторенные пути, подбирают к каждому индивидуальный подход.
Существует распространенное заблуждение, что лучший способ поощрить детей к творчеству — просто уйти с дороги и позволить им заниматься этим самым творчеством. Но им нужна поддержка, чтобы развивать свои творческие способности и полностью раскрыть свой творческий потенциал. Поддержка развития детей — это всегда баланс: сколько структуры, сколько свободы, когда идти, когда отступить, когда спрашивать, когда слушать.
Чтобы способствовать творческому развитию детей, важно, чтобы родители, педагоги и консультанты понимали влияние творчества на психическое и эмоциональное благополучие ребенка.
Многие дети сочиняют. Музыку, стихи, прозу. Многие рисуют. Композиторами, выдающимися поэтами или художниками, конечно же, становятся единицы.
В литературоведении есть понятие «глубокое освоение творческого образца» — это такой вид заимствования, при котором автор настолько глубоко прочувствовал чужой текст, что воспринимает его идеи как свои собственные. У детей зачастую происходит именно так: услышал/прочитал/увидел, потом создал что-то свое и уже не слышит, что многое в этом своем — глубоко усвоенное чужое.
Некоторые в детстве выдают нечто похожее на «свежесть мысли», и их, как бриллианты, пытаются огранить. Зачастую дети, осваивая правила и законы творчества (не важно, какого: будь то теория стихосложения, академический рисунок или гармония), начинают сочинять «правильно», «по законам», обрастают академизмом, и «свежесть мысли» куда-то исчезают. Остаются добротные, правильные работы, но, к сожалению, лишенные той чудесной искры, которая цепляет. Катарсиса не случается.
И, наконец, есть те, в ком эта искра горит, не угасая. Академизм не тушит ее, а разжигает. Зажечься она может и не в детстве, а позже, в зрелом возрасте, когда есть уже не просто кучка сопливых мыслей, а появляется что сказать, что выразить. Когда есть опыт — в первую очередь, эмоциональный. Детское творчество может быть милым, но чтобы оно стало глубоким, за ним должен быть опыт чувств, переживаний, боли, эмпатии, подлинной радости и любви.
Значит ли это, что не надо поощрять дитятко к творчеству, если оно сочиняет? Думаю, надо. Мешать уж точно нельзя, и обесценивать, обрубая крылья, не нужно. Этот опыт очень полезен. Пробуя творить, ребенок проявляет больше внимания к тому, как устроено чужое творчество. Возможно, со временем придет осознание, что «я не композитор/поэт/художник». Но навык может стать ремеслом. Человек, имеющий опыт в творчестве, вполне найдет себе нишу для творчества в рекламе, массовых мероприятиях, учебной деятельности и т.д. А может, из него и вырастет гений на все времена.
Пусть дети сочиняют. Это открывает большие перспективы. Особенно в песенности. Пусть дети пробуют создать свой песенный мир. Потребность в хорошем детском репертуаре просто колоссальна и в эстрадных и в академических коллективах. Особенно у эстрадников. Там, где академистов спасает нетленная классика и советский репертуар, эстрадные хоры и ансамбли катятся в пропасть. И я не преувеличиваю. Из года в год на конкурсах и концертах по кругу ходят одни и те же песни на одну и ту же мелодию, меняются только лица исполнителей. Детская песня неумолимо деградирует, упрощается, скатывается к сочетанию забойного ритма и барабанного бита. Темы этих творений неизменны — Родина, мама, всеразличный животный мир.
А недавно я на одном отчетном концерте услышал песню про колбасу. Композиторов — качественных мелодистов практически нет. Любая песня забывается через пять минут после прослушивания. В душу не западает практически ничего.
На мой взгляд, любое занятие музыкой для ребёнка это труд и преодоление, которые помогут в дальнейшем ковать достижения на любом поприще. Сочинительство это прекрасная личная часть музыкального образования, ребёнок уже сам внутри музыки начинает существовать, а не только исполнять чужие творения.
Дети, как известно, все творцы: рисуют, лепят, сочиняют, не задумываясь, просто по зову сердца. А потом… как кому повезет. Но даже не став известным (а тем более знаменитым), человек, отдающий себя творчеству — счастливый человек! И это может не быть его профессией, а — лишь любимым делом. Болезненным может стать для сочиняющего «вундеркинда» осознание несостоятельности, неоправданных надежд, ожиданий, но такова жизнь, надо это пережить, переболеть. И надо помочь таким детям принять со смирением отсутствие яркой индивидуальности. А если вспомнить письма Чайковского сестре, полных сомнений, неуверенности в своем праве на композиторство? Это сейчас он и другие гении стоят в»красном углу», всеми признанные…
Сочинительство. Поэзия, проза, литературный перевод, композиторское искусство, скульптура, живопись — уверен, что здесь обучение бессмысленно и невозможно. Основы дать можно, но научить тому, что даровано Богом — невозможно. Никакая консерватория не выпустит из своих стен гения, ибо гениальность определятся свыше, а вот ремесленников будет множество. Представьте, что за почерк был у Моцарта или Бетховена! Последовательницы Барабошкиной замучили бы и завалили двойками обоих. И Равель с Дебюси питерскую школу не выдержали бы. Мне кажется, что задача настоящего педагога состоит в том, чтобы поддерживать, подсказывать и наблюдать, потому, как избранных ведет сам Всевышний.
У меня было достаточно учеников, которые сочиняли. Чаще всего начинается с мелодий, но кто-то приносит и развернул пьесы, песни чаще. Да, как правило, это вторично, неумело, зависит от фортепианного репертуара, но если аккуратно направить и поддержать, то иногда ребёнок находит свою индивидуальную ниточку. Тогда можно и на конкурс. Стараюсь, чтобы сам процесс нашего совместного творчества был интересен, проходил весело и непринуждённо.
)