Детское сочинительство

Дети не покупки в супермаркете, мы их не выбираем. Они выбирают нас. Значит, мы должны дать им то, что им нужно для их индивидуального развития, исходя из своих сил, ресурсов, знаний и представлений о том, что мы считаем для них правильным. Усреднить невозможно. Можно любить и растить так, как умеем. Просто некоторые родители, педагоги и наставники не перешагивают за пределы того, что умеют сами, или того, к чему привыкли в своем детстве. Другие же растут вместе с ребенком, учатся, открывают что-то новое, ищут непроторенные пути, подбирают к каждому индивидуальный подход.

Детское сочинительство

Существует распространенное заблуждение, что лучший способ поощрить детей к творчеству — просто уйти с дороги и позволить им заниматься этим самым творчеством. Но им нужна поддержка, чтобы развивать свои творческие способности и полностью раскрыть свой творческий потенциал. Поддержка развития детей — это всегда баланс: сколько структуры, сколько свободы, когда идти, когда отступить, когда спрашивать, когда слушать.

Чтобы способствовать творческому развитию детей, важно, чтобы родители, педагоги и консультанты понимали влияние творчества на психическое и эмоциональное благополучие ребенка.

Ключевая проблема заключается не в том, как «научить» детей творчеству, а скорее в том, как создать плодородную среду, в которой их творчество будет пускать корни, расти и процветать.

Многие дети сочиняют. Музыку, стихи, прозу. Многие рисуют. Композиторами, выдающимися поэтами или художниками, конечно же, становятся единицы.

В литературоведении есть понятие «глубокое освоение творческого образца» — это такой вид заимствования, при котором автор настолько глубоко прочувствовал чужой текст, что воспринимает его идеи как свои собственные. У детей зачастую происходит именно так: услышал/прочитал/увидел, потом создал что-то свое и уже не слышит, что многое в этом своем — глубоко усвоенное чужое.

Еще посмотреть  Школьная музыка Канады

Некоторые в детстве выдают нечто похожее на «свежесть мысли», и их, как бриллианты, пытаются огранить. Зачастую дети, осваивая правила и законы творчества (не важно, какого: будь то теория стихосложения, академический рисунок или гармония), начинают сочинять «правильно», «по законам», обрастают академизмом, и «свежесть мысли» куда-то исчезают. Остаются добротные, правильные работы, но, к сожалению, лишенные той чудесной искры, которая цепляет. Катарсиса не случается.

И, наконец, есть те, в ком эта искра горит, не угасая. Академизм не тушит ее, а разжигает. Зажечься она может и не в детстве, а позже, в зрелом возрасте, когда есть уже не просто кучка сопливых мыслей, а появляется что сказать, что выразить. Когда есть опыт — в первую очередь, эмоциональный. Детское творчество может быть милым, но чтобы оно стало глубоким, за ним должен быть опыт чувств, переживаний, боли, эмпатии, подлинной радости и любви.

Значит ли это, что не надо поощрять дитятко к творчеству, если оно сочиняет? Думаю, надо. Мешать уж точно нельзя, и обесценивать, обрубая крылья, не нужно. Этот опыт очень полезен. Пробуя творить, ребенок проявляет больше внимания к тому, как устроено чужое творчество. Возможно, со временем придет осознание, что «я не композитор/поэт/художник». Но навык может стать ремеслом. Человек, имеющий опыт в творчестве, вполне найдет себе нишу для творчества в рекламе, массовых мероприятиях, учебной деятельности и т.д. А может, из него и вырастет гений на все времена.

Мне думается, точно не стоит возводить юное дарование на пьедестал. С пьедестала больно падать.

Пусть дети сочиняют. Это открывает большие перспективы. Особенно в песенности. Пусть дети пробуют создать свой песенный мир. Потребность в хорошем детском репертуаре просто колоссальна и в эстрадных и в академических коллективах. Особенно у эстрадников. Там, где академистов спасает нетленная классика и советский репертуар, эстрадные хоры и ансамбли катятся в пропасть. И я не преувеличиваю. Из года в год на конкурсах и концертах по кругу ходят одни и те же песни на одну и ту же мелодию, меняются только лица исполнителей. Детская песня неумолимо деградирует, упрощается, скатывается к сочетанию забойного ритма и барабанного бита. Темы этих творений неизменны — Родина, мама, всеразличный животный мир.

Еще посмотреть  Человек в мире звуков

А недавно я на одном отчетном концерте услышал песню про колбасу. Композиторов — качественных мелодистов практически нет. Любая песня забывается через пять минут после прослушивания. В душу не западает практически ничего.

На мой взгляд, любое занятие музыкой для ребёнка это труд и преодоление, которые помогут в дальнейшем ковать достижения на любом поприще. Сочинительство это прекрасная личная часть музыкального образования, ребёнок уже сам внутри музыки начинает существовать, а не только исполнять чужие творения.

Пусть сочинение музыки будет частью личной внутренней жизни ребёнка, опытом , навыком доводить свои мелодии и мысли до результата.

Дети, как известно, все творцы: рисуют, лепят, сочиняют, не задумываясь, просто по зову сердца. А потом… как кому повезет. Но даже не став известным (а тем более знаменитым), человек, отдающий себя творчеству — счастливый человек! И это может не быть его профессией, а — лишь любимым делом. Болезненным может стать для сочиняющего «вундеркинда» осознание несостоятельности, неоправданных надежд, ожиданий, но такова жизнь, надо это пережить, переболеть. И надо помочь таким детям принять со смирением отсутствие яркой индивидуальности. А если вспомнить письма Чайковского сестре, полных сомнений, неуверенности в своем праве на композиторство? Это сейчас он и другие гении стоят в»красном углу», всеми признанные…

Сочинительство. Поэзия, проза, литературный перевод, композиторское искусство, скульптура, живопись — уверен, что здесь обучение бессмысленно и невозможно. Основы дать можно, но научить тому, что даровано Богом — невозможно. Никакая консерватория не выпустит из своих стен гения, ибо гениальность определятся свыше, а вот ремесленников будет множество. Представьте, что за почерк был у Моцарта или Бетховена! Последовательницы Барабошкиной замучили бы и завалили двойками обоих. И Равель с Дебюси питерскую школу не выдержали бы. Мне кажется, что задача настоящего педагога состоит в том, чтобы поддерживать, подсказывать и наблюдать, потому, как избранных ведет сам Всевышний.

Еще посмотреть  Цифровые пианино

Подобно тому, как блестящее знание математики не сделает из рядового программиста условного Возняка или Касперского, доскональное знание «матчасти» не сделает «человека сочиняющего» по-настоящему крутым композитором. Некая алхимия, что ли, должна присутствовать, чтобы родилась новая, неслыханная мелодия…

У меня было достаточно учеников, которые сочиняли. Чаще всего начинается с мелодий, но кто-то приносит и развернул пьесы, песни чаще. Да, как правило, это вторично, неумело, зависит от фортепианного репертуара, но если аккуратно направить и поддержать, то иногда ребёнок находит свою индивидуальную ниточку. Тогда можно и на конкурс. Стараюсь, чтобы сам процесс нашего совместного творчества был интересен, проходил весело и непринуждённо.

)

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.